Виртуальное движение

15.02.2013

85

Автор: Данила Телегин

Виртуальное движение

«СГ» оценила работу онлайновых транспортных сервисов в Самаре

Каждый будний день многие горожане совершают как минимум два путешествия в общественном транспорте. Не всегда комфортное и быстрое перемещение предваряет еще и ожидание на остановке. Минуты постепенно складываются в часы и дни, и потраченными с толком их никак не назовешь. Мы пока не привыкли знать, что даже в этом необходимом зле есть некоторое пространство для маневра. Его предлагает сайт tosamara.ru в виде нескольких сервисов для планирования поездок по городу. «СГ» решила протестировать их.

ОБЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Информацию на интернет-портал «Транспортный оператор Самары» напрямую со своего сервера предоставляет муниципальное предприятие «Пассажиртранссервис». Помимо ответов на часто задаваемые вопросы, новостного блока, калькулятора оплаты проезда и прочей справочной информации tosamara.ru предлагает несколько инновационных услуг, которые ранее для нас были недоступны. Слышали о таких услугах многие, но мало кто сподобился разобраться, насколько велика от них польза. Работа сервисов основана на современных технологиях. Ведь теперь в каждом городском автобусе, троллейбусе, трамвае установлены спутниковые навигаторы системы ГЛОНАСС. Именно они в режиме реального времени передают точные данные о местоположении своего носителя, так что, применив довольно простые математические расчеты, можно с очень высокой достоверностью отслеживать координаты городского транспорта и прогнозировать его график движения. К началу нового года навигаторами в обязательном порядке обзавелись еще и так называемые маршрутные такси, но в систему «Транспортного оператора Самары» не все они успели включиться.

— Частные перевозчики пока дают неполную и неточную информацию. Если вы зайдете в систему tosamara и увидите большую задержку сигнала -знайте, что идет он от коммерческого транспорта. А по всему муниципальному, будь то автобус, трамвай или троллейбус, задержка обновления составляет всего тридцать секунд, — рассказывает руководитель управления информационных ресурсов и технологий Олег Гаврилов. — Ситуация будет улучшаться постепенно, но в ближайшие несколько месяцев сервис заработает по всем, в том числе и коммерческим, маршрутам. Технические условия для встраивания частников в систему уже сейчас соблюдены.

Главный инженер МП «Пас-сажиртранссервис» Валерий Костылов подтвердил, что создать единую систему мониторинга перемещений для всех перевозчиков довольно сложно. Однако удобнее работать «маршруточникам» в перспективе будет именно с «Транспортным оператором Самары». И, собственно, рассказал о преимуществах сервисов, созданных его предприятием. Мы же в свою очередь провели своеобразный «тест-драйв» сайта tosamara.ru.

ТЕСТ-ДРАЙВ

Виртуальное движениеУслуга «Движение по маршруту» позволяет увидеть на карте города движение транспорта. Вдоль выделенных линий скользят схематические автобусы, в том числе пригородные и дачные, трамваи, троллейбусы. Ниже приводится расписание движения, его интервал, «подвижной состав» и прочие подробности. Но вот с реальным временем, как предупреждал Гаврилов, пока еще картина не идеальная. Днем, при полном отсутствии пробок, сервис предложил четыре автобуса 41-го маршрута, идущих в направлении сквера Высоцкого. Все они оказались модели «Богдан», а задержка сигнала колебалась от 10 до 300 секунд. «Двойки» модели «Нефа» выдавали более оперативную информацию, как и трамваи 1-го маршрута, однако и те, и другие иногда вылезали за рамки тридцатисе-кундного норматива. На популярных маршрутах в это время значилось по пять-шесть транспортных средств, из чего можно сделать вывод, что «частников» в системе пока совсем немного.

Кроме того: сайт хоть сделан в трех видах (для больших экранов, для слабовидящих, для мобильных телефонов), однако все разделы с картой реализованы с использованием Flash, а это значит, что обладатели iPod и iPad движущихся картинок не увидят.

Впрочем, для них есть приложение «Прибывалка-63», заслуживающее отдельного теста. Интерфейс и функционал его предельно просты. Оно определяет местоположения устройства, на котором запущено, предлагает пользователю выбрать актуальную для него остановку (в радиусе примерно 600 метров), а потом показывает, какой транспорт и как скоро (в пределах получаса) к ней прибудет.

Прогноз достаточно точный. Служба, рассчитывающая время прибытия, прежде всего учитывает скорость движения транспорта. Даже при пробках или неблагоприятной погоде погрешность обычно не превышает одной минуты, — говорит Валерий Костылов.

«Прибывалка-63» действительно неплохо показала себя в полевых условиях: своевременно оповещала о приближающихся автобусах и, находясь в движущемся транспорте, верно предсказывала время прибытия. Однако проблема внезапно возникла с остановками — приложение «забыло», что таковые есть рядом с пересечением ул.Куйбышева и Некрасовской. С другой стороны, это мог быть «глюк» сервиса геолокации самого iPad.

Таких казусов можно избежать, если пользоваться самой простой версией «Прибывалки», которая адаптирована для icq. В простонародье «аська». То есть «Транспортный оператор» может быть добавлен в список контактов ICQ, QIP или Adium. Используя две текстовые команды, можно получать ту же информацию, что через «Прибывалку». Сначала нужно узнать номер остановки, отправив часть ее названия после символа «?», а потом ввести предложенную цифру. Проще некуда.

Наконец, tosamara.ru предлагает услугу составления оптимального маршрута и подсчета времени в пути. То же самое есть, например, у «Яндекса», и можно спорить, где услуга реализована удобнее. Но преимущество «Транспортного оператора» в том, что он располагает более достоверными данными о ситуации именно на самарских дорогах.

РЕАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА

Здраво было бы усомниться, что доставать в людном месте дорогой смартфон и запускать «Прибывалку» (а в итоге втиснуться в подошедшую не по расписанию маршрутку) вообще имеет смысл. На самом деле смысл есть, да еще какой. Во-первых, стоит заранее планировать свою поездку из дома или офиса еще перед выходом на улицу, тогда действительно вы будете тратить намного меньше времени на пустое ожидание транспорта и не опасаться за то, что с гаджетом в толпе может случиться что-то нехорошее). Во-вторых, существует «транспортная карта», и для ее обладателя проезд стоит дешевле. Поэтому вполне реальная экономия ждет тех, кто не поленится посмотреть через сервисы tosamara.ru, когда именно придет на остановку муниципальный транспорт, в котором, как известно, действуют эти самые карты и все существующие льготы. То есть такая информация будет особенно актуальной для школьников и студентов -самых активных пользователей Интернета, путешествующих по «транспортным картам» за 8 рублей вместо 18-25 «маршруточных».

Ну а для тех, кто не в ладах с современными информационными технологиями, город может предложить стационарные электронные табло — они выдают те же прогнозы, что сервисы на tosamara.ru.

— Четыре табло уже появились, и мы готовы поставить больше — система, которая обеспечивает их информацией, рассчитана на любое количество подобных устройств. Дело только за финансированием, — говорит Костылов. — Мы видим, что отклик есть. Горожане сейчас довольно активно предлагают свои варианты мест для установки таких электронных табло или высказывают замечания относительно информации, которая на них выводится.

А еще на остановке «Площадь героев 21-й армии» в экспериментальном порядке работает бесплатный Wi-Fi. Главный инженер «Пассажиртранссер-виса» пока не смог сказать, насколько он востребован, но пообещал, что уже в конце февраля на основе данных о посещаемости этой точки доступа будут сделаны соответствующие выводы. Возможно, Самара пока не вполне созрела для столь высокотехнологичных остановок общественного транспорта. Но время не стоит на месте.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации