Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре

26.09.2021

3043

Автор:

Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре

В этой рубрике «Самарской газеты» уже стало традицией возвращаться к исчерпанным, казалось бы, темам. Жизнь часто привносит в них собственные добавления и коррективы. В 2017 году мы напечатали серию статей «Купцы Карповы и Ларины», опираясь на дневник столичного ученого Ольги Лариной. 

Документ привезла в Самару ее невестка Людмила Рымарчук. Затем она пригласила сотрудников Музея Модерна в Москву, в коммунальную квартиру, где Ольга Дмитриевна прожила всю жизнь, чтобы забрать сундук с приданым ее матери — правнучки первого из плеяды знаменитейших самарских купцов Матвея Шихобалова. Эти уникальные вещи вошли в состав экспозиции недавно открытой в музее выставки «Сон». Людмила Рымарчук специально приехала в наш город, чтобы ее посетить. И опять встреча с музейщиками не обошлась без подарков и открытий.  

Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре

Встреча в музее

Людмилу Рымарчук и ее спутника приняли в музее как добрых друзей. За чашкой чая она сказала: рада тому, что судьба ее свела с семьей Лариных. Свекровь стала для нее родным человеком. Потому что нельзя было не восхищаться ее умом, выдержкой и интеллигентностью. Невестка ухаживала за Ольгой Дмитриевной до последних дней. 

С ее дневником связана тайна. Только похоронив свекровь, Людмила наткнулась на записи, в которых женщина описала всю собственную жизнь с момента рождения, а также судьбу своих самарских предков. При жизни, видимо, все еще боясь преследований в качестве дочери «чуждого элемента», Ларина даже не заикалась близким о том, что ведет дневник. Она слишком хорошо помнила, как это — стать в одночасье «лишенкой». «Поражение в правах» ее коснулось в школьные годы, лишив возможности поступать в высшие учебные заведения. Только уехав в Ташкент, девушка смогла осуществить свою мечту стать инженером-химиком. 

Людмила Петровна признается:

— Для меня самой стала откровением находка — тетрадь с записями свекрови. Я с интересом пролистала их и увидела, что на каждой странице Ольга Дмитриевна говорит о своей родной Самаре. Подумалось, что эти записи могут быть интересны краеведам на ее родине. 

И эта догадка полностью подтвердилась на встрече с работниками Музея Модерна. С благодарностью приняв на хранение дневник землячки, они очень обрадовались и другому дару щедрой москвички — сундуку с приданным начала XX века. 

Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре

Удивительные истории

Дарительница не ошиблась, передав свое наследство в Самару. Жители нашего города через публикации в «Самарской газете» ознакомились с содержанием записок Ольги Лариной, из первых уст узнали, что творилось в городе в годы революции и Гражданской войны, а также услышали о том, как зарождался в нашем городе купеческий класс. И это, пожалуй, самое ценное. 

Ольга Дмитриевна писала, что ее бабушка по материнской линии, Мария Федоровна Чистикова, родилась поблизости от Ставрополя Самарского. Ее предки — крепостные графа Орлова-Давыдова. А предки по мужу Марии — Шихобаловы были откупщиками и со временем разбогатели. Братья Михей, Матвей, Емельян и Антон Шихобаловы стали известнейшими самарскими купцами. По отцовской линии дед Александр Гаврилович Ларин был крестьянином-однодворцем. Он смог встать на ноги благодаря тяжелому труду и крестьянской сметке. 

В молодости Сашка был волжским бурлаком, тянул баржи. Позже трудился на самарской земле, сажал сады для продажи или по заказу. Был женат, имел от первого брака сына Петра и дочь Грушу, но рано овдовел. Когда сын повзрослел, его нужно было женить. Отец остановил свой выбор на дочери бывшего крепостного известного самарского адвоката Хардина. Однако ее родители предпочли отдать 15-летнюю девушку за самого отца, а не за сына. Та не посмела противиться воле родителей. Перед возвращением грозного мужа домой прятала в сундук свои куклы. Она родила ему двух дочерей и сына Дмитрия — отца Ольги Лариной. 

Чтобы прокормить возросшее семейство, предприимчивый крестьянин решил взять в аренду мельницу. Однако сельская община отказала ему в аренде, когда он уже вложил в ее ремонт все свои средства. Жена присоветовала поехать за защитой в Самару, к ее бывшему барину — Хардину. По семейной легенде, ожидая Хардина, несостоявшийся мельник встретил в суде помощника присяжного поверенного Владимира Ульянова. Тот подсказал Ларину, как выиграть процесс против общины. С легкой руки будущего вождя мирового пролетариата Александр занялся мельничным делом и познакомился с более богатым коллегой — купцом Карповым, внуком Михея Шихобалова. В результате они поженили своих детей — родителей Ольги Дмитриевны. 

Где, как не в личных записях прочтешь такие удивительные истории о самарской старине? 

Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре

Судьба Ольги Лариной

Людмила Петровна рассказала и о том, как судьба Лариных сложилась в столице, куда они уехали после экспроприации всей собственности. Они вместе жили в центре Москвы, в коммуналке. Мать Ольги Дмитриевны от пережитых невзгод заболела и умерла. Отец женился на дочери самарского купца Марии Маликовой, работавшей зубным врачом. Сам Дмитрий Александрович во время войны был снабженцем. Умер от туберкулеза. 

Ольга Ларина, вернувшись с дипломом химика в Москву, начала работать по специальности. Ее назначили руководителем секретной лаборатории в НИИ имени Бардина (сейчас ЦНИИЧермет). В конце войны она работала над выплавкой металлов повышенной чистоты и прочности. Такие материалы требовались для изготовления непробиваемой танковой брони. 

— Ольга Дмитриевна была настолько преданна своей профессии, что, умирая, держала в руках книгу по черной металлургии, — рассказывает ее невестка. — Ее большую библиотеку спецлитературы я отвезла в ЦНИИЧермет. Свекровь до сих пор там помнят и хранят ее фотографии с коллективом. Когда Ларина отмечала свой 85-летний юбилей, поздравить ее пришли многие работники института. Они до сих пор вспоминают ее как очень светлого человека.   

В Самару Людмила Рымарчук вновь приехала не с пустыми руками. Она привезла девичий дневник Ольги Лариной 1928-31 годов, в котором можно прочесть пожелания, написанные рукой ее самарских подруг, и альбом с ее детскими рисунками. Музейщики же порадовали новостью о том, что бывшую мельницу купца Карпова ждет реконструкция. В ней находится один из корпусов Самарского социально-педагогического института. Долгое время здесь был факультет иностранных языков и фундаментальная библиотека. Практически никогда там не было капитального ремонта, но здание стоит и до сих пор служит людям. Вот как умели строить предки Ольги Лариной!

Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре
Кто они, музейные дарители. Московские родственники потомков Михея Шихобалова снова в Самаре

Людмила Рымарчук, даритель:

— Моя свекровь была дочерью купца. С родителями они жили в Самаре, дом Карповых стоит на углу улиц Чапаевской и Венцека. Когда переехали в Москву, взяли с собой приданое ее мамы. После смерти матери Ларина фактически им не пользовалась. Возможно, только взяла себе что-то из постельного белья. 

Когда мы с мужем приехали в Самару и пришли в Музей модерна, нам настолько здесь все понравилось, что мы решили сделать подарок его замечательным сотрудникам. Передали дневник Ольги Дмитриевны. А потом, уже встретившись с самарцами в Москве, я решила отдать им для организации выставки ее заветный сундук. Подумалось, что редкие вещи не пропадут, попав в их заботливые руки.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации