Николай Меркушкин: «Без взаимодействия власти и бизнеса двигаться вперед трудно»

Губернатор пообщался с ведущими бизнесменами Самарской области

Вчера в здании областного правительства прошла встреча губернатора Николая Меркушкина и министров финансово-экономического блока с представителями регионального бизнес-сообщества. На встрече присутствовало почти 400 коммерсантов, представляющих различные отрасли экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, сферу услуг и др.

В начале мероприятия губернатор выступил с приветственной речью. Он подчеркнул, что только консолидированная работа власти и бизнеса способна вернуть региону лидерские позиции. «Без тесного взаимодействия власти, бизнеса, гражданского общества двигаться вперед трудно», — заявил Меркушкин, открывая встречу. По его словам, многие проблемы Самарской области, с которыми регион столкнулся в последние 10-15 лет, вызваны как раз отсутствием этого взаимопонимания.

В качестве примера он привел обстоятельства наполнения территориального дорожного фонда (ТДФ). «Получение средств в дорожный фонд зависит от эффективной работы власти и добросовестности подрядчиков. Чего раньше в регионе не было, — заметил губернатор. — Именно поэтому ТДФ недосчитался как минимум 6 млрд рублей. Многие руководители просто не пришли в правительство и не стали разговаривать». В результате, по словам главы региона, сегодня дорожный фонд Самарской области в два раза меньше, чем в Татарстане, хотя автомобилей у нас насчитывается 1,1 млн, а у соседей всего 900 тыс.

Как выяснилось из доклада Меркушкина, если в советский период экономический потенциал области (тогда Куйбышевской) на 30% превышал потенциал своего главного конкурента в Поволжье — Татарстана (тогда ТАССР), то сегодня уступает ему фактически по всем показателям. Более того, по валовому региональному продукту (ВРП) Самарская область через пять лет будет уступать Татарстану более чем вдвое. Уже сегодня объем ВРП губернии составляет всего 937 млрд рублей, тогда как у северного соседа уже 1,459 трлн, и разница ежегодно увеличивается на 12-13%. А инвестиции в основной капитал исчисляются в 236 и 458 млрд рублей, в строительство — в 98 и 287 млрд, а в сельское хозяйство — в 49 и 149 млрд соответственно, приводил данные губернатор.

Причем, заверил он, Татарстан с 2001 года платит налоги и отчисления на общих для всех субъектов Федерации условиях и как регион-донор никаких трансфертов не получает. Ставший Президентом РФ Владимир Путин просто не пролонгировал договор по взаимозачетам и субсидиям, рассказал Николай Меркушкин. «У соседей бизнес-сообщество по-другому видит свою роль в развитии республики, направляет средства на это», — сделал вывод он.

В то же время губернатор пообещал бизнесменам всяческую поддержку. «Власть заинтересована в ваших проектах. Кроме того, будем стараться вывести криминальную составляющую из бизнеса. У нас есть все, чтобы совместно двигаться вперед», — подчеркнул он.

Особую помощь правительство готово оказать малому бизнесу. «Достаточно развит у нас малый бизнес (делит второе-третье места в ПФО, а по доходам на душу населения и вовсе занимает первое), поэтому есть все шансы выйти в абсолютные лидеры», — констатировал глава региона. Способствовать этому очевидно был призван в т.ч. и венчурный фонд, работу которого Меркушкин подверг критике. «Сформированный шесть лет назад на паритетных с Федерацией началах фонд сегодня реализовал лишь 20% из выделенных ему 280 млн рублей, тогда как в Мордовии 80% из 1,6 млрд рублей уже работают в основанных , в т.ч. на эти средства, производствах и приносят прибыль», — привел он пример. На базе сильных и конкурентоспособных самарских вузов необходимо выстраивать свою региональную образовательную цепочку инновационного продукта, заметил губернатор. И проанонсировал создание в областной столице федерального университета.

А вот мешает плодотворному сотрудничеству, по мнению выступавшего, участие бизнес-элит в политической борьбе. «В других регионах бизнес уже отказался идти на выборы. Те средства, которые тратятся на них, можно пустить в производство. Не понимаю, зачем бизнесмены рвутся в депутаты. В Самарской области много сил и времени тратится на политическую борьбу, а это бессмысленно», — намекнул Николай Меркушкин. И предложил рассмотреть идею перенаправления средств с политических кампаний на развитие малого и среднего предпринимательства.

В заключение губернатор призвал собравшихся отказываться от психологии временщиков и заняться консолидацией всех слоев общества.

Затем выступали члены регионального правительства. Первым — министр экономического развития, инвестиций и торговли Александр Кобенко. По его словам, оказалось, уровень экономического прироста в Самарской области серьезно уступает не только Татарстану, но и Башкирии, Нижегородской и даже Оренбургской областям. Наш регион занимает 54 место среди субъектов РФ по инвестициям на душу населения, 38-е — по уровню средней зарплаты, 27-е — по валовому доходу на душу населения, причем отставание по этому показателю уже составляет 18,5% и стремительно растет. Что же касается фонда прямых инвестиций РОСНАНО, то по сведениям Кобенко, из 90 представленных туда Самарской областью инновационных проектов поддержку получили лишь два.

А по словам подхватившего эстафету министра энергетики и ЖКХ Сергея Крайнева, сегодня долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет уже около 4 млрд рублей. Причем, по мнению Николая Меркушкина, виноваты в этом вовсе не исправно и вовремя оплачивающие коммунальные услуги потребители. Так что ответ напрашивался сам собой.

Министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин рассказал о краткосрочных и долгосрочных планах своего ведомства. «Для улучшения обслуживания населения автомобильным транспортом требуется изучить маршрутные сети, поэтому в планах — строительство современных интермодальных (т.е. предусматривающих использование разных видов транспорта) пересадочных узлов, в т.ч. автовокзалов», — сообщил он. Уже в этом году должно завершиться строительство Кировского моста. Далее в планах — модернизация проспекта Кирова. «В том месте, где располагается одноименная станция метро, мы планируем построить интермодальный пересадочный пункт, чтобы в этой точке можно было пересесть на все виды транспорта, кроме водного, — на троллейбусы, трамваи, автобусы, в т.ч. междугородные», -пообещал министр.

По словам министра строительства Самарской области Алексея Гришина, близка к завершению разработка региональной программы подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. «К концу февраля в министерстве будет сформирована предварительная комплексная областная целевая программа по подготовке Самарской области к проведению ЧМ-2018, — обнадежил он. — В рамках подготовки к мундиалю запланировано 96 мероприятий. Будут решаться вопросы по развитию спортивной, гостиничной, транспортной, медицинской инфраструктур. Планируется разрабатывать мероприятия по экологии, развивать энергетическую систему и сети водоснабжения и водоотведения», — сообщил госчиновник.

После выступления профильных министров губернатор предложил предпринимателям задавать вопросы.

Бизнесменов, к примеру, законно интересовала целесообразность продолжения прокладывания в Самаре дорогостоящего и не решающего пока транспортных проблем метро. Как объяснил Пивкин, запланировано строительство еще трех станций, затем в областной столице сделают ставку на скоростной трамвай. «Первую ветку метрополитена доведем согласно плану до ж/д вокзала. А вот о целесообразности второй надо еще подумать. Ее стоимость составляет 80 млрд рублей, а за эти деньги можно обновить весь город», — заявил глава региона.

Один из представителей операторов мобильной связи предсказуемо напомнил, что в конце прошлого века Самара числилась в лидерах по развитию связи, а сейчас утратила эти позиции. «Да, у нас действительно сегодня далеко не все населенные пункты имеют доступ к скоростному Интернету и цифровому телевидению. Мы планируем провести оптоволокно ко всем населенным пунктам с населением не менее 500 человек», -пообещал Меркушкин.

Губернатор поддержал также идею создания ассоциации малых предприятий машиностроительной отрасли, пообещал рассмотреть идею создания «воздушного метро», прекратить злоупотребления силовиков по отношению к бизнесу и т.п. В целом вопросы бизнесменов мало отличались от задаваемых представителям власти рядовыми жителями: их интересовали дороги, непомерный и неоправданный рост тарифов, связанное с ними энергосбережение, состояние дел в коммунальном хозяйстве, особенно в сфере благоустройства, и т.д. Традиционной выглядела и договоренность власти и бизнеса сделать такие встречи регулярными.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close