Что такое красота. Отвечают психолог, генетик, биолог и философ

09.09.2021

399

Автор:

9 сентября отмечают Международный день красоты. Каждому известно, что это такое, но как это явление объясняется и работает с научной точки зрения? «Самарская газета» решила узнать, как понимают это определение генетик, философ, психолог и биолог.

Алина Брюхова, психолог

В психологии используется термин “привлекательность”, который является синонимом “красоты”. Согласно эволюционному подходу, люди считают привлекательными симметричные лица. Это говорит о том, что индивидуальное развитие прошло успешно, без каких-либо значимых отклонений и считывается, как признак здоровья. “Усредненность” лица демонстрирует хорошую приспосабливаемость к различным изменениям среды и способность не сильно выделяться среди популяции, что обеспечивает защиту. Высокое содержание в организме гормона эстрогена у женщин повышает выраженность половых признаков (проявление во внешности классических женских черт, молодость кожи и волос).

Если отойти от эволюционного подхода, то привлекательность связана не с воспринимаемым объектом, а с воспринимающим его субъектом. Например, привлекательным людям приписываются такие качества, как здоровье, высокий интеллект, социальная активность.

Многие исследования направлены на изучение влияния длительных отношений с людьми. Так, знакомые лица оцениваются нами как более привлекательные. Поэтому, если партнер говорит, что со временем вы стали красивее, то он не кривит душой. Чем дольше вы находитесь в отношениях с человеком, тем более привлекательным для него становитесь.

Екатерина Селезнева, генетик

В основе красоты всегда лежит целесообразность, то есть красиво всё, что находится в пределах нормы. Поведение, психика и внешний вид, выходящие за пределы — уродливо. Таким образом, мутации, вызывающие отклонения поведения или снижающие жизнеспособность, порождают отвращение и жалость. Если говорить о красоте человека, то необходимо отметить комплекс генов, повышающих адаптивность  какого-либо организма в специфических условиях существования данной группы. Например, сильные мужчины, способные заботится и защищать окружающих, считаются привлекательными для женщин. 

У всех народов понятие красоты формируется за счет условий природной и социальной сред. Так, длинные ноги — красиво для обитателей открытых пространств, но жителям лесов они кажутся нелепыми. Существуют и особые формы отбора, поддерживающие высокую изменчивость в любой популяции.  Они благоприятствуют редким генотипам. Тогда при резком снижении численности такие люди тоже будут считаться красивыми.

Анастасия Калугина, биолог

Биологи редко используют в лексиконе слово “красота”, если только не изучают активные зоны мозга, обычно мы говорим “привлекательность”. Ей, в отличие от «красоты»,  может обладать или не обладать объект в зависимости от ситуаций, а также общих и текущих потребностей организма. Несомненно, такой элемент нравится созерцать, но приятнее использовать его для удовлетворения биологических потребностей.
Базовые потребности: в воде, еде, размножении есть у каждого человека. Важно понимать, хорошо или плохо они удовлетворяются, то есть оценивать их привлекательность. Даже не испытывая потребности, мы всё равно определяем привлекательность объекта, а это и есть биологическая основа восприятия красоты. 

Доказывают близость в массовом сознании “привлекательности” к “красоте” стимулы (объекты, способные удовлетворить потребности). Например, потребность в воде. Прозрачная вода кажется лучше мутной,  а проточная/текущая красивее, чем стоячая. То есть проточная прозрачная вода — более привлекательный стимул, она же субъективно красивая. Или можно представить спелое красное яблоко с блестящим бочком. Это привлекательные пищевые стимулы. Главное понимать, что их отличает от непривлекательных. Это может быть цвет, так как серо-зелёное не выглядит аппетитным, или текстура: блестящее и гладкое воспринимается вкусным. После определения стимулов человек делит еду на съедобную и несъедобную. Понятно, что “красивая” автоматически становится съедобной. 

С размножением сложнее. Отличить съедобное от несъедобного проще, чем подходящие хорошие гены потенциального партнера для дальнейшего потомства. С поиском полового партнёра связано восприятие симметрии. Все люди немного несимметричны: слева направо. Но если к легкой асимметрии мы относимся нормально, то максимальная ассиметричность кажется некрасивой, а иногда — уродливой. Такие нарушения порождают наследственные заболевания, которые не хочется передавать детям, поэтому полового партнера подбирают и по внешним признакам.
При оценке потребностей важную роль играет зрение. Им человек выбирает подходящий стимул по внешнему виду. Второе место на пьедестале каналов восприятий занимает звук. Например, проточная вода не только привлекательна визуально, но и приятно журчит. Запах и осязание стоят на следующих позициях. Причем последнее стоит особняком,  оно скорее про восприятие комфорта: температуру, безопасность, а не красоту.

С пониманием красоты связан дофамин — нейромедиатр, вызывающий чувство удовольствия при выполнении важных биологических действий.

Елена Богатырева,
преподаватель философии

Для меня красота — эмерджентный образ. И это не про процесс развития из простого в сложное, скорее, составление (состав элементарного, не произведение) в этом присутствует. Это про циркуляцию образа и воздействие, которое он оказывает на человека (когнитивный план связан с физическим восприятием). Красота оценивается как красота там, где захват состоялся, это не постоянная и не переменная, это лишь эффект власти образа.

Фотографии: www.pexels.com


Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации