Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный

02.09.2021

969

Автор:

Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный

В Самарском районе есть студия с необычным названием — «Школа летающих тарелок». Ее руководитель Лидия Жукова-Игольникова рассказала «Самарской газете», как игра на «космическом» инструменте становится терапией.  

Похожие на НЛО

Все хэндпаны — это потомки ханга, первого инструмента подобного вида, созданного швейцарской компанией PanArt в 2000 году. Сегодня они носят общее название хэндпан. Хэнд — рука, а слово пан возвращает нас к истории инструмента. Подразумевается его предок стилпан — стальной барабан с Карибских островов. 

Если бы мне нужно было описать хэндпан одним словом, я выбрала бы «волшебный». Его звучание ни на что не похоже и вызывает в людях ранее неизведанные эмоции. Он и выглядит необычно: инструмент из двух соединенных металлических полусфер напоминает летающую тарелку. На концертах он создает удивительную околомистическую атмосферу. Когда я впервые услышала это космическое звучание, сразу же в него влюбилась. До этого профессионально играла на виолончели, мечтала освоить этнические барабаны. Но поняла, что именно хэндпан должен помочь мне реализоваться в музыке. 

Трудно сказать, как бы развивалась моя карьера, если бы наше знакомство не состоялось. Скорее всего, я продолжила бы играть в разных коллективах, потому что очень люблю музыкальное взаимодействие и общение, занимаюсь этим с самого детства. После встречи с новым инструментом мои предпочтения не изменились. С моей подачи в Самаре стало формироваться сообщество любителей хэндпана. Со временем оно переросло в «Школу летающих тарелок». Первый урок в качестве преподавателя я провела в 2013 году, а в 2015-м арендовала помещение для своего проекта. 

Названием «Школа летающих тарелок» я хотела подчеркнуть тематику космоса, ведь хэндпаны похожи на НЛО. А еще добавить юмора. У меня классическое музыкальное образование, вокруг которого сложился определенный стереотип. Я педагог и исполнитель по классу виолончели. Люди почему-то думают, что музыканты-классики — это сухие строгие теоретики. Поэтому для меня было важно показать дерзость и озорство. 

Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный
Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный

Извлечь красивый звук 

Как правило, ко мне на занятия приходят люди от 20 лет, хотя я жду всех, кто старше шести. Научиться извлекать из хэндпана красивый звук несложно, как и овладеть простым набором приемов. Однако чтобы превратить это в настоящую музыку, нужно много тренироваться и быть очень наблюдательным человеком. Здесь незаменим опыт длительных самостоятельных занятий, регулярных встреч с наставником, постоянных репетиций с другими музыкантами. Я до сих пор совершенствую свои навыки. 

Хэндпан прекрасно звучит как сам по себе, так и с разными инструментами — арфой, гуслями, фортепиано, саксофоном, скрипкой, даже балалайкой и африканской калимбой. Возможны самые интересные сочетания. Например, я состою в группе VibesDive. На наших концертах музыкант Роман Кузнецов отвечает за гитарное исполнение, Борис Руди за перкуссию, а Дарья Жукова играет на виолончели. Бывают и более громкие составы. Так, на «ВолгаФесте-2020» VibesDive выступал вместе с басистом Алексеем Титенко и барабанщиком Стасом Опойченковым.

Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный
Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный

«Лежачие» концерты

Назначение хэндпана — не только музыка, но и терапия. Инструмент используется на так называемых «лежачих», или «горизонтальных», концертах, когда слушателей просят принять соответствующее положение и погрузиться в звук. Такая музыка помогает решать внутренние проблемы, ее рекомендуют для медитативных практик. 

У меня сейчас несколько хэндпанов, на них я разрешаю тренироваться ученикам. Однако желательно иметь собственный, чтобы заниматься дома. Стоимость такого инструмента — от 60 до 400 тысяч рублей. В России их изготавливают всего в нескольких местах. Например, в Воронеже, под Москвой, в Санкт-Петербурге. Там же их и настраивают. Я вожу свои «космические тарелки» к мастеру в северную столицу. 

Возможность поделиться с миром

Самое интересное для меня в «Школе летающих тарелок» — вдохновлять людей. Радостно видеть, как у моих учеников загораются глаза, как они преодолевают сложности, чтобы в результате родилась прекрасная музыка. Они внутренне преображаются, раскрепощаются, узнают что-то новое о себе. Это не может не воодушевлять. 

Большая часть людей, которых я учу, не становятся профессиональными музыкантами, но они уносят с собой приятные впечатления и эмоции. На сцену выходит каждый после двух месяцев уроков. Мы организуем отчетные концерты, сольные и групповые. Очень важно даже во взрослом возрасте — я бы даже сказала, особенно во взрослом — иметь возможность поделиться с миром тем, чему ты научился. Я не теряю надежды увидеть кого-то из своих учеников и на большой сцене. 

Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный
Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный

Исполнитель, композитор

Сама я развиваю себя не только как преподаватель, но и как исполнитель и композитор. Посвящаю много времени творчеству. В этом году художник Надя Ковба пригласила меня в свой проект «8 комнат». Мне нужно было написать музыку к одной из восьми картин. Все желающие могут оценить результат на улице Молодогвардейской, 70. Выставка уже открылась и продлится до 10 сентября.

Также меня с собственной программой пригласили озвучивать большой хореографический спектакль на песке «Шаг навстречу» в рамках «ВолгаФеста-2021». В проекте участвовало более 60 человек, включая танцоров, хор и наш ансамбль. Было большой честью поработать в команде с такими мастерами, как балетмейстер из Санкт-Петербурга Ирина Ткаченко, музыкальный директор Юлия Колченская, хореограф Алексей Колбин. 

Музыкант Лидия Жукова-Игольникова: Я бы описала хэндпан одним словом — волшебный

Для спектакля я собрала ансамбль из прекрасных самарских музыкантов. Без них бы не получилось волшебства. Это Ирина Горбунова, Евгения Громова, Дарья Жукова, Иван Антипов, Александр Бортник. Хэндпан в сочетании с разными инструментами звучал завораживающе. 

Надеюсь, впереди и у меня, и у других поклонников космической музыки новые замечательные проекты. Думаю, это направление будет развиваться как в любительском, так и в профессиональном ключе. 

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации