Плод граната. Прозрения доктора Островского

31.08.2021

921

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Плод граната. Прозрения доктора Островского

Иногда, живя рядом с человеком, даже не догадываешься о том, какие сокровища таит его душа. В этом могут убедиться посетители выставки «Мир фотографии доктора Островского», открывшейся в художественном музее.

Плод граната. Прозрения доктора Островского

Михаил Островский более 20 лет возглавлял терапевтическое отделение скорой помощи в городской клинической больнице №2 имени Семашко. Многих спасал от неминуемой смерти. В последние годы своей жизни работал в онкологическом центре. Только очень близкие люди знали, что в зрелом возрасте у него появилось занятие для души — фотография. Одна из коллег ушедшего из жизни в прошлом году врача, выступая на открытии выставки, отметила: медицина — очень жестокая профессия, которая отнимает у тех, кто ею занимается, абсолютно все время, постепенно суживая круг жизненных интересов. И то, что врач-методист, востребованный профессионал начал серьезно заниматься творчеством, — вещь невероятная. 

Плод граната. Прозрения доктора Островского

Директор музея Алла Шахматова рассказала, что, познакомившись с работами Михаила Борисовича на страницах фейсбука, сразу предложила ему сделать выставку. А тот отказался, скромно заметив, что он только любитель. В апреле 2020 года она увидела на странице Островского в соцсети снимок граната, который символизирует в иудаизме жизнь на благо других людей. Этот пост, к сожалению, оказался последним для врача и художника.   

Год спустя директор музея исполнила свое обещание. С помощью семьи Островского она организовала его ретроспективную выставку. В экспозицию вошло 80 фоторабот разных жанров: натюрморт, портрет, городской пейзаж. 

Отдельной темой работ доктора стал дождь. Улица, увиденная сквозь залитое струями окно автомобиля, отражающиеся в лужах прохожие и здания — все это расплывалось, смазывалось и приобретало у фотографа черты полотен импрессионистов. Видимо, автор любил это необычное состояние природы, когда все искажается под каплями воды, предметы приобретают некую иллюзорность. Впрочем, этот отрыв от действительности можно наблюдать во всех его работах. 

Плод граната. Прозрения доктора Островского

Необычайно монументальным кажется вывешенное во дворе линялое белье, загадочными — увитые хмелем подворотни, сказочными и трогательными — покосившиеся деревянные домики старой Самары. Вместе с тем все это родное и узнаваемое, близкое сердцу любого местного жителя. Островский жил в центре города, знал и любил каждый его уголок. В снимках сквозит то легкая ирония, то ностальгия по уходящей натуре, то восхищение живописностью, казалось бы, лишенных внешней эстетики пейзажей. 

Вдумчивый зритель отметит еще одно качество фотохудожника — внимание и уважение к изображаемому. Нехитрые предметы быта, фрукты, увядшие цветы, опавшие листья на его снимках обретают необычайную красоту. Он умел выделять главное цветом или световым акцентом, уводя остальное пространство в тень. 

Плод граната. Прозрения доктора Островского

Островский был завсегдатаем музеев и выставок. Именно там зачастую он встречал своих персонажей. На его портретах — люди с живыми эмоциями. Однако особо хочется отметить его многочисленные портреты стариков — величественных и трагичных — с их мудростью, пониманием сути вещей и философским спокойствием. А также серию, сделанную с помощью фотомонтажа: сквозь лица как будто прорастают деревья и травы. Этот прием позволяет образы современных людей погружать в Вечность, делая их иллюстрациями к Книге Бытия. Автопортреты Островского также глубоки и драматичны. На одном из последних — лицо художника с закрытыми глазами. Оно уходит вдаль, растворяется в пространстве, будто пребывает на очень зыбкой грани между двумя мирами. Таланту свойственны минуты прозрения. И главное — у него есть возможность поделиться этим с нами.  

Выставка продлится до 19 сентября (0+).

Плод граната. Прозрения доктора Островского

Алла Шахматова, директор художественного музея:

— Утром 30 апреля 2020 года, когда я по сложившейся привычке открыла фейсбук, мне сразу встретился пост Михаила. Яркий и сочный гранат в сопровождении остроумного текста: «Хроники самоизоляции. Сначала сфотографировать, потом съесть!» Весь день я ходила под магией этой работы. Может, потому, что в иудаизме плод граната считается священным. В этом чуде природы находится 613 зернышек — именно такое количество заповедей собрано в Торе. Раввины говорят: тот факт, что у гранатов нет мякоти, а только семена, свидетельствует о благословении Божьем. Плоть уходит навсегда, а семя дает начало новой жизни. Гранат напоминает нам, что мы не должны быть эгоистичны. Мы живем ради любви к ближнему, ради блага других.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации