«Зумба – это легко, весело и эффективно». Фитнес-инструктор о занятиях с пенсионерами и инклюзивных уроках

11.08.2021

5635

Автор: Светлана Келасьева

«Зумба – это легко, весело и эффективно». Фитнес-инструктор о занятиях с пенсионерами и инклюзивных уроках

Оксана Носаченко уже более десяти лет работает фитнес-инструктором. Наряду с пилатесом, аквааэробикой и дыхательными практиками она ведет занятия по зумба голд — относительно новому направлению, которое прекрасно подходит и пенсионерам, и людям с ограниченными возможностями здоровья. В том числе Оксана проводит уроки в библиотеке №8 Октябрьского района и Студии инклюзивного творчества, расположенной на территории Кировского района. 

Без надрыва, с удовольствием

— В последние пять лет мое основное направление — зумба. Это фитнес-программа, состоящая из простых повторяющихся танцевальных движений. Зумба существует в нескольких вариантах. Есть силовая, аква, сентао (танец со стулом), тонинг — с использованием небольших гантелей, которые увеличивают нагрузку на руки и издают звуки типа маракасов и много других. Но я выбрала для себя зумбу голд, ею могут заниматься все. Мне более комфортно работать со зрелыми людьми и мне нравится, что это направление позволяет держать себя в форме, занимаясь в свое удовольствие, без надрыва. 

Наш слоган гласит, что зумба — это легко, весело и эффективно. Мы занимаемся под разную музыку. Это могут быть и африканские ритмы, и русские народные песни, и современные треки, и танго, и сальса, и бочата —  все, что угодно. На любую музыку можно придумать танец. Это очень интересно и нет рутины, когда все занятие нужно разучивать какую-то сложную хореографию. Инструктор берет за основу базовые движения и из них придумывает композицию. Каждая песня — новый танец. Движения достаточно простые и во многом похожие. Человек глядит на инструктора и просто повторяет за ним. 

Танцевать могут и люди с лишним весом — в зумбе голд нет прыжков, резких движений. В определенном возрасте нередко возникают проблемы с координацией, поэтому никаких кружений тоже нет. Это щадящий спокойный урок.  

Ко мне на занятия ходила женщина с потерей слуха. Она очень неплохо танцевала: смотрела и повторяла за всеми. Даже не слыша музыки, что, конечно, непросто.

В приоритете — комфорт

Сегодня многие фитнес-центры стараются создавать условия для людей зрелого возраста. Для них предлагают дневные клубные карты по более приемлемым ценам, разрабатывают специальные программы. Современные пенсионеры очень активны. До пандемии у меня в фитнес-клубе собиралась группа до 24 человек. Это очень неплохо. 

Такая популярность зумбы голд вполне объяснима. У нас есть несколько правил, которые позволяют делать эти занятия комфортными для пенсионеров. Например, негромкая мелодичная музыка. Особенности человеческого организма таковы, что в определенном возрасте нас начинают очень раздражать резкие звуки. От этого даже давление может повышаться. Поэтому музыка на уроках изначально тихая и инструктор постоянно спрашивает, всех ли устраивает такой звук. Если кому-то дискомфортно, делаем еще тише. В то же время иногда мы можем и покричать — какое-нибудь «э-ге-гей!», «хей!» Это хорошо разряжает обстановку и снимает напряжение.

Хореография на занятиях для пенсионеров несложная, предполагается чуть больше повторений. Сначала инструктор показывает простой вариант, потом усложненный. Например, можно делать приставной шаг, а можно добавить хлопок, затем — движение вперед-назад. Но все это постепенно. Мы можем целый месяц танцевать одну хореографию, только потом ее немного усложнить. 

Люди зрелого возраста более консервативны. Поэтому музыку мы меняем нечасто. Можем целый год танцевать под одну и ту же песню, если она всеми любима и все хотят заниматься именно под нее. То есть за урок мы берем несколько танцевальных ритмов — это обязательное правило зумбы, но от занятия к занятию они могут повторяться. 

В библиотеке №8 группа у нас небольшая, человек шесть-семь. Мы не ставим себе цель набрать больше. Это же не абонемент в фитнес-клубе, а кружок по интересам для жителей ближайших домов. 

«Зумба – это легко, весело и эффективно». Фитнес-инструктор о занятиях с пенсионерами и инклюзивных уроках

Новый опыт

В Студии инклюзивного творчества я провожу занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я пришла туда четыре года назад и изначально планировала работать с колясочниками. В идеале такие уроки нужно вести в паре. Чтобы один инструктор показывал танец стоя, другой — сидя на стуле. Но у меня не нашлось напарника, и я проводила занятия одна. 

Так получилось, что сейчас у меня сформировалась группа преимущественно из подростков-аутистов. Многие из этих ребят не могут посещать другие занятия — лепить, вышивать, рисовать, но двигаются они с удовольствием. Некоторые начинают ходить с родителями, а потом осваиваются и танцуют уже сами. Для меня это новый опыт, потому что с подростками мне сложнее работать, чем со взрослыми. К тому же во взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья есть свои особенности. Например, аутисты очень не любят прямой взгляд, поэтому я никогда не смотрю им в глаза. Иначе они теряются, нервничают, у них портится настроение. Нам это не нужно. 

К нашей группе в любой момент могут присоединиться новенькие. Не только с аутизмом, но и с другими формами инвалидности или без нее. Поэтому в начале каждого занятия я рассказываю про свой урок, объясняю правила. Говорю ребятам, что они могут чувствовать себя свободно, отойти в туалет или попить воды, если устали — сесть на стул и танцевать сидя. 

Удовольствие — в обучении

Я танцую всю жизнь. В детстве занималась в ансамбле «Подснежник», там получила очень хорошее хореографическое образование. После школы поступила на экономический факультет, отучилась, устроилась по специальности, но быстро поняла, что это не мое. Мне больше нравится танцевать, двигаться, учить этому других. Начала работать фитнес-инструктором, окончила соответствующий факультет в Волгограде. 

Сейчас я снова учусь, получаю психологическое образование. Мне интересно общаться с людьми, анализировать их поступки, понимать их. Я несколько лет планировала начать обучение и все никак не решалась — психологи казались мне какими-то небожителями, к которым просто так невозможно примкнуть. По собственному опыту знаю, какие глубокие личностные изменения дает аналитическая психология. И два года назад я наконец созрела — поступила в институт в Санкт-Петербурге. Через год планирую защитить диплом. Буду психологом-психоаналитиком.

Полученные в процессе обучения знания мне очень помогают в нынешней деятельности. Зная диагнозы ребят, которые занимаются у меня в Студии инклюзивного творчества, я понимаю, что с ними происходит. Поэтому родителям не надо пытаться объяснить мне особенности в их поведении. Я спокойно воспринимаю их реакции на какие-то ситуации. 

Мне нравится получать информацию. Когда меня что-то сильно интересует, очень тяжело остановиться. Кто-то любит путешествовать, кто-то коллекционирует слоников. Мое удовольствие — в обучении. 

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации