Всем миром. Кто и как спасал наших земляков от голодной смерти. Часть 1

12.07.2021

1080

Автор: Татьяна Гриднева

Всем миром. Кто и как спасал наших земляков от голодной смерти. Часть 1

Краеведческий отдел универсальной научной библиотеки совместно с Самарским областным архивом социально-политической истории подготовил комплексную выставку к 100-летию борьбы с голодом в Поволжье. Опираясь на ее материалы, попробуем понять, что же происходило в нашей губернии ровно век назад. 

Красное колесо

Как показывает история, начало века обычно бывает непростым. Сейчас нас беспокоят эпидемия коронавируса и непривычно высокая летняя температура. Но эти напасти несравнимы с теми, которые испытали наши предки 100 лет назад. 

Тогда жара обрушилась на Поволжье уже в апреле. Ни одного дождя. Быстро стало понятно, что земля не сможет дать урожай. Да и сеять-то было почти нечего. В 1919-1920 годах по деревням прокатилось красное колесо сплошной продразверстки и раскулачивания. Под него по большей части попал едва успевший сформироваться после столыпинских реформ небольшой слой успешных хозяйств, которые во многом обеспечивали славу дореволюционной Самары как хлебной столицы страны. А с возмущенными действиями властей крестьянами жестоко расправились в ходе подавления так называемой «чапанной войны». В результате и без того обескровленная Первой мировой и Гражданской войнами деревня осталась один на один со страшным призраком смерти. 

Официально период недорода ограничивают двумя годами, однако местами сельские жители начали недоедать еще в 1920 году, и для многих сидение на голодном пайке продлилось вплоть до 1924-го. За этот период, опять-таки по официальным данным, в России от голода умерло 5 млн человек. Но такие его спутники, как эпидемии тифа, малярии, холеры удвоили счет. Многие, потеряв здоровье, ощущали последствия этого бедствия всю жизнь. 

Одной из причин охватившей губернию катастрофы стали ошибки местного руководства, которое во что бы то ни стало старалось выполнить план по продналогу. В самом начале экспозиции мы видим, что еще в августе 1921 года выпускается «Продовольственный вестник» — орган Самарского комитета, призывающий население сдавать продукты в счет продналога. Впрочем, по словам одного из составителей выставки, главного библиографа СОУНБ Александра Завального, цель не в том, чтобы проанализировать причины возникновения голода, но в том, чтобы показать, как совместными усилиями советских властей, бывших российских граждан — эмигрантов и зарубежных благотворительных организаций в сжатые сроки удалось справиться с поразившим страну бедствием. И это должно показывать нам, их потомкам, пример того, что именно объединение, а не конфронтация — путь к решению всех сегодняшних проблем, будь то пандемия коронавируса, потепление климата или экологическая безопасность планеты.  

Всем миром. Кто и как спасал наших земляков от голодной смерти. Часть 1

Фотографии свидетельствуют

Поразительный документ демонстрируется уже в первой витрине выставки. Это пожелтевший иллюстрированный журнал, выпущенный в Самаре в 1922 году. Он носит говорящее название «На помощь!». Его значение для кампании по преодолению голода трудно переоценить. Ведь для того, чтобы побудить людей делиться последним, нужно было наглядно показать им весь масштаб бедствия. И в этом заслуга самарских фотографов, в первую очередь Исая Либермана, подписавшего договор с Губернской комиссией помощи голодающим в августе 1921 года. 

Ему было поручено запечатлеть картины голода и ту помощь, которая оказывается населению Самарской губернии. Член сформированной в 1921 году Всероссийской комиссии по оказанию помощи голодающим (Помгола) Мясков, прибывший в наш край, также приказывает прикомандированному к нему будущему выдающемуся кинооператору Эдуарду Тиссэ создать альбом из 42 снимков с подлинными картинами бедствия. Эти материалы стали экспонатами появившегося в нашем городе в 1922 году Музея голода. 

Всем миром. Кто и как спасал наших земляков от голодной смерти. Часть 1
Всем миром. Кто и как спасал наших земляков от голодной смерти. Часть 1

Путешествие Скобелева в Ташкент

Снимки в иллюстрированном журнале, отпечатанном на низкосортной бумаге, нечеткие. Зато подписи под ними говорят о многом: «Село Ново-Семейкино, все брошено, заколочено. Обитатели в поисках хлеба ушли куда глаза глядят» или «Беженцы, измоченные проливным дождем, сушатся у костров в Самаре за Панским переездом». 

Действительно, «голодовка» подвигла крестьянские семьи покинуть родные места и отправиться туда, где «землица родит». В Самаре ими была заполнена вся привокзальная площадь. Железная дорога в то время стала для многих последней надеждой на выживание. Вспомним путешествие Мишки Додонова, главного героя повести нашего земляка, писателя Неверова, в Ташкент и увиденные им потрясающие картины страданий и гибели беженцев от различных болезней во время исхода из родных мест. Дело в том, что Александр Скобелев (это настоящая фамилия писателя) на самом деле проделал этот путь и был свидетелем событий.  

Всем миром. Кто и как спасал наших земляков от голодной смерти. Часть 1

Массовый голод 1921-1922 годов известен как голод в Поволжье, хотя на самом деле он охватывал огромную территорию от Крыма до Сибири. Однако больше всего пострадали регионы так называемого рискованного земледелия, в том числе Среднее Поволжье, а именно Самара и Саратов. В последних двух областях голод приобрел наиболее ужасающие масштабы: голодающих было соответственно 89% и 70%. 

18 июля 1921 года специальным декретом при ВЦИК была создана Всероссийская центральная комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол) как организация с чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. В Самарской губернии первые органы по борьбе с голодом возникли еще в июне 1921 года, в июле трансформировавшись в Губкомпомгол.

Александр Завальный, главный библиограф СОУНБ:

— Голод в Самарской губернии — это одно из самых страшных потрясений, которые испытал наш край за всю свою историю. Когда миллионы людей оказались на грани жизни и смерти. Но благодаря усилиям столичных и местных властей, а также иностранных благотворительных и общественных организаций ситуацию удалось переломить. Среди них американская администрация помощи АРА, британские квакеры, чешские энтузиасты, представители шведского Красного Креста, которые присылали деньги, продовольственные грузы. Сюда приезжали целые делегации, которые открывали столовые и детские дома. Население Самарской губернии в то время составляло 2,5 млн человек, и временами до 1,5 млн кормили представители зарубежных государств. 

Особо стоит подчеркнуть роль полярного исследователя Фритьофа Нансена, который возглавил кампанию по оказанию помощи голодающим. Осенью 1921 года он лично посетил охваченные бедствием районы Саратовской и Самарской губерний. По приблизительным данным, Нансену удалось спасти около 3 млн жителей Поволжья. 

В 2021 году подвигу, совершенному этим мужественным человеком, тоже исполняется 100 лет. Мы просто обязаны возвести наконец в Самаре достойный памятник и назвать одну из улиц города его именем. Также я бы предложил увековечить память о Нансене присвоением ему звания «Почетный гражданин Самарской области». 

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации