Главный дирижер Самарской государственной филармонии Михаил Щербаков: Расширяем аудиторию

21.07.2021

1174

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Главный дирижер Самарской государственной филармонии Михаил Щербаков: Расширяем аудиторию

Художественный руководитель и главный дирижер Самарской государственной филармонии Михаил Щербаков отметил свой юбилей не только в родных стенах, но и на одной из главных симфонических площадок страны — в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича.

Главный дирижер Самарской государственной филармонии Михаил Щербаков: Расширяем аудиторию

О профессиональном уровне этой сцены говорит тот факт, что ее художественный руководитель — знаменитый Юрий Темирканов. Здесь выступали Евгений Мравинский, Марис Янсонс.

Концерт Щербакова прошел с большим успехом. В программе вечера прозвучали Второй фортепианный концерт Петра Чайковского (солист Станислав Соловьев) и Первая симфония Яна Сибелиуса. Яркое выступление в культурной столице стало продолжением главных событий прошедшего сезона, которые состоялись для юбиляра на самарской сцене, ставшей для него за тридцать лет родной. О том, чем запомнился прошедший сезон и что ценителям симфонической музыки ждать в следующем, он рассказал читателям «Самарской газеты».

По следам гастролей

В год 80-летия Самарской филармонии мы планировали масштабные гастроли, в том числе в Москве. Но из-за пандемии воздержались от них. Это определенная опасность для здоровья музыкантов оркестра, поэтому рисковать не хотелось.

Но сезон был посвящен юбилею, и афишу украсили многие яркие знаковые события.

В начале сезона состоялся концерт по следам испанских гастролей, которые проходили с 25 декабря 2019 года по 12 января 2020-го. За 19 дней мы дали 21 выступление, причем 12 из них — в одном из самых красивейших залов мира, Palau de la Música Catalana (Дворец каталонской музыки — прим. авт.) в Барселоне. Кроме того, играли в знаменитом оперном театре «Лисео», в новом зале «Аудиториум». Выступали в Бильбао, Валенсии, Таррагоне, Реусе, Памплоне, Гвадалахаре, Жироне, Пальма-де-Майорке. Принимали участие в Фестивале Иоганна Штрауса, который проходил в дни рождественских праздников. Помимо этого мы привезли очень серьезные программы. Например, в первом отделении звучала Девятая симфония Людвига ван Бетховена, а во втором — Carmina Burana Карла Орфа. Оркестр также исполнил «Ученика чародея» Поля Дюка, «Болеро» Мориса Равеля и произведения русских композиторов — «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского, «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского. Публика с большим воодушевлением принимала выступление нашего оркестра.

8 сентября мы открыли сезон концертом «И снова музыка звучит!». Программа была посвящена гастролям в Испании. На большом экране шли кадры наших выступлений, а в определенный момент видео останавливалось, и оркестр вживую исполнял эти произведения, но уже на сцене самарской филармонии.

Благодаря испанским гастролям в нашем репертуаре появилось много новой музыки. Импресарио «Евроконцерта» умеет доставать уникальные ноты. У нас теперь много произведений Иоганна Штрауса, а также целые программы Эннио Морриконе и Ханса Циммера. Их знаменитую киномузыку, как я и обещал, мы уже исполнили в Самаре с иллюстрациями фрагментов из фильмов на большом экране.

Приятно, что мы можем побаловать свою публику музыкальным «десертом». Иногда стоит из академического симфонического оркестра ненадолго превратиться в эстрадно-симфонический. Это полезно даже для музыкантов — перестроиться на другой стиль исполнения.

Главный дирижер Самарской государственной филармонии Михаил Щербаков: Расширяем аудиторию

Бессмертные песни

На наш проект «Бессмертные песни о войне» ко Дню Победы тоже повлияла пандемия. Пришлось проводить отбор онлайн. Нам удалось определить очень хороший состав талантливых певцов, которые смогли достойно выступить с оркестром.

На сайте филармонии был опубликован список из нескольких десятков песен о войне, и все желающие (главное требование — не быть солистом филармонии или театра оперы и балета) могли выбрать понравившиеся и прислать нам запись исполнения.

В идеале мы представляли себе, что подобные конкурсы и концерты буду проходить во всех школах, вузах, на предприятиях в рамках масштабного всероссийского движения.

В нашем проекте есть участники, которые выступают уже три года подряд. Просто потому, что выигрывают конкурс и их отбирают. Но в то же время появляются и новые имена. И что особенно радует — огромный возрастной разброс: от 10 до 75 лет.

Мы нашли оригинальный ход. Со сцены может прозвучать 17, максимум 20 песен. А у нас 30 участников. И было решено делить песни между исполнителями по одному куплету. В этом есть своя прелесть. Целую композицию на профессиональной сцене артисту может быть трудно выдержать. А когда солист меняется, вместе с ним меняются тембр, манера, эмоции. Исполнение становится разнообразным, публика переключается.

Кроме того, есть хоры и ансамбли. Сводный хор на сцене филармонии был из 80 человек.

В этом году состоялось два концерта: один 7 мая, а другой — несколькими днями позже, для студентов. Было очень приятно, что молодая публика не только пришла в большом количестве, но и подпевала.

Такие шедевры, как «Журавли», «В землянке», «Темная ночь» обязательно звучали в каждом концерте. На этом основана наша идея. Бессмертны песни не только потому, что они про войну, они бессмертны, поскольку это, безусловно, музыкальные шедевры, написанные гениальными поэтами и композиторами.

Что впереди

В сентябре состоится фестиваль имени Шостаковича. В концерте примет участие выдающийся пианист Николай Луганский. Симфонический оркестр исполнит Десятую симфонию Шостаковича.

В новом сезоне планируем концерты, посвященные юбилеям гениальных композиторов: 150-летию Александра Скрябина и 140-летию Игоря Стравинского.

Продолжим наш совместный проект с филиалом Третьяковской галереи в Самаре «В авангарде эпохи». На экране будут демонстрироваться полотна выдающихся художников, а оркестр исполнит музыку, которая близка по времени и по характеру этим работам и авторам, их создавшим.

Будет три абонемента симфонического оркестра. Традиционный — «Дирижирует маэстро Щербаков». Второй — «Пять романтических признаний», посвященный любви к музыке России, Франции, Италии и Испании. Начнется он с нашей страны: в Международный день музыки будем играть Третий концерт и Третью симфонию Рахманинова. В день Франции прозвучат популярные произведения Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя», «Болеро», три симфонических эскиза Дебюсси «Море» и Концерт для органа Франсиса Пуленка. В представлении испанской музыки примет участие известный гитарист Дмитрий Илларионов. Прозвучит Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром Хоакина Родриго. Дирижер — Георгий Клементьев. В рамках третьего абонемента оркестр будет звучать под руководством приглашенных дирижеров.

Встречи онлайн

Во период пандемии Министерство культуры РФ приняло решение об онлайн-трансляции концертов. Все филармонии взялись за реализацию этого проекта, но в разной степени. А мы поняли, что это просто великая вещь. У нас закуплено профессиональное оборудование: под балконом стоит стационарная камера, по залу перемещаются две переносные.

В процессе трансляции, конечно, от оркестра требуются особый профессионализм и концентрация. После онлайна записи можно посмотреть на ютубе. В трансляциях филармонии есть не только выступления симфонического оркестра, но и лекторий, и детские программы.

Это прекрасная возможность расширить аудиторию самарской филармонии, донести наше исполнение до миллионов слушателей по всему миру.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации