У них и у нас: что такое паблик-арт, и почему он только начинает свой путь в Самаре

06.04.2021

241

Автор:

Не все, что мы видим на улице, является актуальным искусством. Некоторые города в России шагнули навстречу современным тенденциям в плане преображения пространств, а другие только начинают свой путь. К таким можно отнести и Самару — в ней только недавно горожане начали понимать термин «паблик-арт».

Что это такое, почему уличное искусство нужно городу, и что сейчас актуально? Об этом рассказала сооснователь творческого объединения “АРТМОССФЕРА” и экс-генеральный продюсер одноименной международной биеннале уличного искусства Юлия Василенко в стенах самарского филиала Третьяковки.

К истокам

Нельзя сказать, что определение паблик-арта четко закрепилось. Самое часто используемое, в том числе в «Википедии»: «Это искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством». Есть версия, что это именно искусство по заказу: в основном некие инсталляции, объекты, для которых требуется согласование и техническая подготовка.

Считается, что паблик-арт зародился в 1960-х годах в США, когда возникла проблема с обустройством центров городов с высокими зданиями, пустыми пространствами из плитки или бетона. Они были не интересны для проживания людей. Поэтому многие покупали жилье за городом, а центр оставался невостребованным. Тогда на государственном уровне приняли решение размещать искусство в общественном пространстве. Одной из первых таких скульптур можно назвать безымянную композицию Пабло Пикассо в городе Чикаго, установленную в 1967 году. Сейчас кажется, что это самостоятельное и фантастическое произведение. Но сначала его тоже не приняли, как и многие другие вещи, его сильно критиковали. Скульптуру назвали «афганской борзой», «лицом Африки» и всячески над ней издевались. Сейчас его печатают на открытках.

У скульптуры «Наклонная арка» (в 1981 году ее установили на площади в Нью-Йорке. – Прим. ред.) Ричарда Серра другая история – ее перенесли, и она потеряла тот смысл, который в нее закладывал автор. В 1989 году объект установили в другом месте.

За время существования паблик-арт приобретал разные формы. Это не только скульптура, но и мурализм, театральные постановки, перфомансы. Искусство должно было стать ближе к людям. В музей сложно попасть. Есть некое предубеждение по поводу походов туда. Обычному человеку непонятно, почему за предметы искусства платят такие деньги, а любой таксист готов поспорить, что его ребенок нарисует «Черный квадрат» намного лучше.

Форма и смыслы

Для властей все, что устанавливают на улице, должно нести некую идею – политическое высказывание, память об историческом событии или личности. В любом случае – что-то должно быть. Однако паблик-арт зачастую ничего не несет за собой. Например, та же скульптура Пикассо – это просто памятник самому же автору, его объемное воплощение в пространстве. У монументов есть такая особенность – мы к ним очень привыкли, поэтому назрела потребность в паблик-арте. Нет ничего более незаметного, чем памятник. Порой мы даже не помним, чему посвящены эти монументы.

Кому же нужен паблик-арт? Очень много запросов поступает от администраций городов, от девелоперов и тех, кто занимается проектированием общественных пространств. Это быстрое и простое решение для привлечения интереса, в том числе рекламного, а также для улучшения визуальной картины пространства. Если у тебя в городе облупленный фасад, то, сделав мурал, можно отвлечь внимание от состояния улицы.

В разных странах такая практика давно устоялась. Делается это не на бюджетные деньги. Например, в Финляндии существует «процент на искусство». Если что-то строится на какой-то территории, то 1% процент от стоимости объекта строительства идет на развитие общественного пространства. При этом создают комиссию из представителей администрации города, местного департамента архитектуры, кураторов, художникиов. Этот совет и принимает решения.

Что происходит с застройкой в наших городах? Например, у спортивного стадиона «Арена Омск» никто не продумал территорию. Это огромное фантастическое здание, вокруг которого несколько гектаров парковки. Поэтому существует запрос на то, чтобы разместить там какой-то паблик-арт. Но это не решит проблему общественного пространства. Это касается и новых районов, в которых все одинаковое. Людям не хочется жить в таких пространствах. К сожалению, «Кошелев» не запрашивает искусство.

Паблик-арт еще часто путают с ленд-артом, так как он тоже может находиться на природе. В городе Никола-Ленивец есть много таких объектов. Их автором является художник Николай Полисский. Он использовал интересную практику, ее можно применять в паблик-арте – объекты создают руками местных жителей, чтобы они были приняты ими. В артели у него трудятся мужики из соседних деревень. Но есть и другая тяжелая история. В городе Выкса решили улучшить жизнь людей с помощью фестивалей и искусства. Туда хлынули московские, питерские и иностранные художники, появилось много муралов и скульптур. Местные жители устраивали забастовки, сжигали объекты, долго не принимали такое искусство, потому что их никак не вовлекали в то, что происходит. Они говорили: «Просто утеплите наш дом, зачем рисовать на нем?»

С одной стороны, глупо спрашивать у человека, который не разбирается в искусстве: «Хотите установить это?» Сначала ты долго будешь рассказывать о том, что это такое. Понимание доступно подготовленной аудитории. Однако окраины городов нуждаются в паблик-арте. Поэтому важно работать с аудиторией.

Паблик-арт в Самаре

Большинство объектов создают благодаря фестивалям, а не благодаря девелоперским инициативам. Пример тому — выставка «Короткие дистанции» на «Волгафесте-2020», с которой остались некоторые объекты. Появились они и в рамках подготовки к Чемпионату мира-2018. После него остались несколько муралов на фасадах на Ново-Садовой, инсталляция Миши Моста на улице Лесной и огромные цифры возле стадиона «Самара Арена». Также возле площади Куйбышева в одном из скверов находится скульптурная композиция «Архитектура танца» Дмитрия Храмова. Плюс ко всему в городе проходит «Том Сойер фест», его организаторы занимаются не только сохранением зданий, но и художественным оформлением пространства.

Однако все, что есть в городе, находится в зачаточном состоянии. Среди паблик-арта выделяется больше всего мурализм. Связано это с тем, что бюджет не позволяет выделять дополнительные средства на культуру. Деньги нужны всегда на ЖКХ, на очистку снега, на многие другие истории. Решить эту задачу можно на федеральном уровне, используя опыт Франции и Финляндии. Глупо просить мэра или губернатора, чтобы они сделали паблик-арт. Скульптуры Романа Ермакова на «Тавриде-2019» стоили около 3,5 млн рублей. Поставьте себя на место мэра города. Эти деньги можно пустить на что-то более полезное, например, отремонтировать дома. Но есть решение – государственно-частное партнерство, когда часть можно финансировать с помощью средств бизнеса.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации