Исторические версии. Легендарные сотрудники и громкие дела самарской прокуратуры

04.04.2021

205

Автор: Татьяна Гриднева

6 декабря 1850 года вышел Указ императора Николая I об образовании Самарской губернии. Сразу после этого в нашем городе стали развиваться местные государственные институты, в том числе судейский и прокурорский. С тех пор представители самарского юридического корпуса стоят на страже закона. На счету работников прокуратуры множество раскрытых уголовных и гражданских дел. Кроме того, под надзором сотрудников ведомства всегда находились оборонная и космическая отрасли, которыми так гордится наш регион.

Космос и «оборонка»

Что общего может быть у космической промышленности с прокуратурой? Об этом рассказывает новая выставка «Космос. Безопасность. Люди Закона». На ее открытии присутствовали первый заместитель прокурора области Игорь Харитонов, сотрудники и ветераны ведомства. Экспозиция развернута в стенах музея «Самара Космическая».

— 12 января 2022 года мы будем отмечать 300-летие образования российской прокуратуры, — рассказал Харитонов. — С открытия этой тематической выставки по всей губернии стартуют просветительские мероприятия, посвященные экскурсу в историю ведомства. Экспозиция, открытая в музее «Самара Космическая», повествует о контроле над деятельностью оборонных предприятий, эвакуированных в запасную столицу. А также об истории создания спецоргана — Самарской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Эта структура курировала в том числе и ракетно-космическую отрасль.

Надзор за эвакуацией

Экскурс в историю провела директор музейно-выставочного центра Елена Кузина.Она напомнила о том, что уже 24 июня 1941 года, всего через два дня после начала войны, был создан комитет по эвакуации. Он решал вопросы по перебазированию промышленных предприятий вглубь страны. Заводы и фабрики со всего Советского Союза — из Москвы, Ленинграда, Тулы, из Прибалтики и с Украины — в кратчайшие сроки были транспортированы в наш город. Большинство из них относилось к военно-промышленному комплексу. 

На выставке есть, например, копия постановления Государственного комитета обороны об эвакуации в Куйбышев производства самолетов Миг-3. Документ датирован октябрем 1941 года, а уже в ноябре работники завода должны были выпустить 50 самолетов на новом месте. Далее норма увеличивалась до 225 машин в месяц. В приказе директору воронежского завода №18 Шенкману было предписано до начала эвакуации — 17 октября — ежедневно выпускать по 14 Ил-2. А по прибытии в Куйбышев, с 1 декабря, обеспечить производство семи самолетов в сутки.

По состоянию на 24 октября 1941 года список эвакуируемых на Волгу заводов включал 54 предприятия. Чтобы обеспечить порядок и законность при организации процесса, нужен был постоянный контроль. Вместе с другими госорганами в Куйбышев была направлена оперативная группа Прокуратуры СССР. 

Кадровый голод

Местные представители ведомства тоже подключились к решению новых задач, несмотря на уменьшение личного состава — еще в первые дни войны более 70 человек ушли на фронт. Из-за этого работы у оставшихся на местах значительно прибавилось. Ведь вышло множество актов, ужесточавших, например, отношение к нарушениям дисциплины на оборонных предприятиях. За прогулы и опоздания теперь грозило более серьезное наказание. 

Мария Морозова, занимавшаяся кадровой работой в куйбышевской прокуратуре, в своих воспоминаниях отмечала, что сотрудников катастрофически не хватало. «Вакансий было много, людей мало. Людей искала повсюду — ходила по госпиталям, выбирала из числа выздоравливающих. Но не таких, которые только хотели бы, а таких, которые могли бы работать в органах прокуратуры. Мы организовывали постоянно действующие курсы, где бывшие воины получали минимум юридических знаний». 

Прокуроры занимались борьбой с дезертирами, с расхищением социалистической собственности. Примером для современных блюстителей порядка может стать Константин Калачев. Его фотография находится в центре экспозиции. С 1934-го по 1944 год он работал следователем Фрунзенской районной прокуратуры. Калачев вспоминал: «В моей практике было больше дел о бесхозяйственности, о хищениях, растратах в разных хозяйственных и торговых предприятиях. Если же в производстве расследований и были дела об убийствах, бандитизме, грабежах и других преступлениях общественно-бытового характера, то это было для того, чтобы я не дисквалифицировался в целом как следователь». 

Почему гибнут самолеты

Именно Калачеву удалось раскрыть причину аварий военных самолетов. В 1942 году он расследовал дело об авиамоторах завода Фрунзе, эвакуированного из Риги. С помощью специалистов было установлено, что мощность модернизированных механизмов при эксплуатации возрастала на несколько тысяч лошадиных сил. Однако не все детали моторов рабочие привели в соответствие. Такая, казалось бы, мелочь, как шпильки, крепившие шатуны с коленчатым валом, остались почти без изменений. И именно это вызывало аварии. Начиная с 1939 года самолеты часто взрывались в воздухе. При этом гибли экипажи. Работа нашего земляка в составе специальной комиссии остановила череду трагедий. Константин Калачев скромно писал в воспоминаниях: «В городе Куйбышеве уже функционировали эвакуировавшиеся авиационные заводы №№ 1, 18, 24, 35, и на каждом из них мне приходилось бывать, уделяя соответствующее внимание им как следователь. В основном дела сводились к внутреннему браку, разным другим неувязкам в их работе, и таковые устранялись».

Продолжение следует.

Биографическая справка
Советник юстиции Константин Калачев 

Родился 30 октября 1901 года. В 1939-м с отличием окончил Всесоюзный юридический заочный институт. Работать в органах прокуратуры начал в 1924 году в качестве делопроизводителя Самарской уездной прокуратуры. С 1934-го по 1944-й был следователем Фрунзенской районной прокуратуры Куйбышева, старшим следователем областной прокуратуры. С 1944-го работал в должностях заместителя прокурора города, старшего помощника прокурора Куйбышевской области по делам несовершеннолетних, начальника отдела по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел прокуратуры. В 1947 году награжден орденом «Знак Почета». В 1961-м вышел на пенсию. Скончался 17 июня 1996 года.

Читайте также:

Проекты

Как занимались спортом жители дореволюционной Самары. Часть 2

Продолжаем рассказывать о полезном досуге сквозь призму времени

Проекты

Самарский анекдот в жизни Юрия Анненкова

Илья Сульдин продолжает знакомить с знаменитыми художниками, связанными с нашим городом

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации