Потерялись и нашлись. Как и почему люди оказываются на улице

01.04.2021

127

Автор: Ирина Исаева

Потерялись и нашлись. Как и почему люди оказываются на улице

Волонтеры благотворительного фонда «Новая эра» помогают бездомным вернуться к обычной жизни. Организация открыла в Самаре реабилитационный центр, который становится временным домом для людей, попавших в тяжелую ситуацию. Sgpress.ru собрал истории нескольких его постояльцев.

Потерялись и нашлись. Как и почему люди оказываются на улице

Из-за наркотиков лишилась всего

Оксана — волонтер. Помощь голодным, больным, бездомным для нее дело обычное, повседневное, но очень важное. Ведь когда-то она сама стояла на краю. 

— Родители развелись, потом папа умер. Я его очень любила и просто не могла оставаться в Самаре, где так много воспоминаний. Рванула в Москву, за своей мечтой. Хотела стать диджеем, — рассказывает девушка. 

В столице она устроилась барменом в один из модных клубов, параллельно училась крутить пластинки. Жизнь «налаживалась»: ночные тусовки, летние опен-эйры… И как атрибут бесконечного веселья — наркотики. 

— У меня был шанс изменить жизнь: в 21 год я встретила мужчину, родила сына. Казалось, клубы и наркотики остались в прошлом, — продолжает Оксана. — В это время в Самаре снесли мой дом в частном секторе: освобождали место под высотную застройку. На компенсацию — 342 тысячи — я планировала купить комнату в столице. Но муж пообещал, что пропишет меня в квартире своей бабушки. В итоге деньги разлетелись на шмотки и телефоны, а я осталась без прописки и жилья. К тому же оказалось, что зависимость преодолеть не так просто. Я попробовала опиаты, потеряла себя. Тюрьма, срок, освобождение… Украла что-то и опять отправилась на зону. В потасовке сломала палец полицейскому — снова клетка. 

Отец ребенка, прогуляв деньги Оксаны, выгнал ее на улицу. Сына забрала его семья. Невестка на свекровь не обижается. Более того, благодарна ей: мальчик вырос здоровым, сильным, талантливым парнем. А Оксана в 2017 году решила вернуться в Самару. Обратилась за помощью в благотворительный фонд. 

— Я поняла, что сама не выберусь, — объясняет свое решение женщина. — Сначала мне было сложно. В центре существует внутренний устав, режим. Несколько раз я нарушала правила. Искала реабилитацию в других центрах. Возвращалась в тот, что теперь считаю своим домом, и опять срывалась. А потом решила, что так дело не пойдет: шаг вперед — три назад… Меня спасла семья. Я познакомилась со своим будущем мужем, родила сына. Сложная беременность, я почти все время лежала в больницах. Сейчас счастлива, понимая: трезвость — мой выбор. И моя работа.

Потерялись и нашлись. Как и почему люди оказываются на улице

Обманули риелторы

Тане 36 лет. 20 из них она живет с Андреем. В прошлом году ребята сыграли свадьбу. Но еще совсем недавно они были самыми настоящими бездомными… 

— Мои родители умерли. Скончался и брат. От мамы мне досталась квартира, — поясняет Татьяна. — Я посчитала себя одинокой, обездоленной, несчастной. Признаюсь: начали выпивать. Денег всегда не хватало. В какой-то момент мы решили поменять свою двушку на жилье поменьше, с доплатой. И остались на улице. 

Недобросовестные риелторы воспользовались тем, что пара злоупотребляет алкоголем. Таня, не читая, подписала предложенные бумаги. Потом выяснилось, что квартиру она подарила. По словам сотрудников фонда, такие ситуации с пьющими людьми случаются очень часто. С 2017 года ребята начали снимать квартиру. Выпивали все больше, вполне закономерно лишились работы. Денег на съем жилья не стало. После скитаний Таня и Андрей оказались в фонде. 

— Мы уже давно не пьем. Это просто, если рядом люди, которые, как и ты, хотят вести здоровый образ жизни, а не приятели, злоупотребляющие спиртным. Да, квартиру не вернуть, но нет ничего невозможного для человека, который не боится работать. Все у нас еще впереди, — считает женщина. Сейчас она заведует хозяйством в центре, а ее муж — старший мастер. Вместе они помогают людям адаптироваться к новой жизни.

Потерялись и нашлись. Как и почему люди оказываются на улице

Ночевал на трубах

Максим — один из самых молодых реабилитантов фонда. Юноше всего 21 год. 

— Мне очень жаль, что моя мама тогда, много лет назад, не попала в подобный центр. Возможно, жизнь сложилась бы иначе. В детстве я видел все: скандалы, драки, пьяных людей. Квартира была в крови и бутылках. Я часто спал в подъезде или на улице, на теплых трубах, — вспоминает Максим. 

Однажды мамины собутыльники сбрили мальчику брови. В таком виде он пришел в школу, и педагоги забили тревогу. В девять лет ребенок попал в детский дом. Прошел через издевательства и унижения. Но при этом именно в интернате Максим обнаружил у себя талант к написанию стихов и исполнению музыки. Сегодня у него много песен, хватит на пару альбомов. 

— Какое-то время я жил в приемной семье. Но эти люди от меня отказались: я косячил — убегал, воровал, а родители в ответ меня били, — говорит Максим. После девятого класса он поступил в колледж. Стал выступать на конкурсах, небольших концертах, тусоваться со сверстниками. Приличные дети из обычных семей угостили его наркотиками. 

— В какой-то момент я настолько в этом погряз, что не помнил себя. Сотрудникам центра позвонили люди, которые нашли меня в подъезде, без сознания. Мне сказали: никто тебя не держит, но подумай, что с тобой будет дальше. Я подумал и остался, — продолжает Максим. В центре он уже год. Наркотики остались в прошлом. Дома у него нет: квартира от государства ему не положена, так как есть родительская. 

— Она не пригодна для жизни, к тому же там большой долг за коммунальные услуги, — отмечает Максим. — Мама снимает жилье. Сейчас не пьет, более того, у меня недавно родился брат. Я рад, что у него будет не такое детство, как у меня. Мечтаю стать известным музыкантом, найти девушку, с которой построю семью. Все плохое, надеюсь, позади.

Потерялись и нашлись. Как и почему люди оказываются на улице

Попал в трудовое рабство

Кажется, что такие истории случаются только в кино. Но на самом деле жизнь гораздо страшнее любого сериала. Алексей очень хотел помочь своей семье. Мужчина отправился на заработки, а оказался в трудовом рабстве на Кавказе. Голодал, болел. Пять лет он бесплатно пахал на преступников. Как бежал из плена — отдельная история. Оказался в Самаре — без денег, 

документов. Как добраться до родного Челябинска? Алексей вышел на сотрудников фонда, и ему, конечно, не отказали в помощи. 

— Мы его встретили на вокзале, — делится воспоминаниями волонтер Елена Артемьева. — Человек был в таком состоянии, что смотреть страшно. Истощенный, с признаками анемии и рахита, обессиленный. Но самое главное, морально раздавленный, почти уничтоженный. Мы предложили ему побыть у нас, набраться сил, пока не восстановит документы. Первое время Алексей вздрагивал от шума, озирался по сторонам. Не верил, что совершенно чужие люди заботятся о нем. Он оказался очень добрым, спокойным парнем. Я видела, как он первый раз позвонил домой и услышал голос сына. Только желание вернуться к нему давало мужчине силы пережить все испытания. 

Казалось бы, самое страшное позади. Но нет. Пока Алексей был в рабстве, его жена умерла. Потом в Самару позвонили из Челябинска со страшным сообщением: сына Сашу сбила машина. Он в коме. С временным удостоверением личности Алексей рванул домой, увидел ребенка, а ночью мальчика не стало. Тут же с инфарктом слегла бабушка, воспитывавшая Сашу. 

— Алексей вернулся к нам, но вскоре ушел, так как ни в чем не видел смысла. Иногда он пишет мне в социальных сетях, рассказывает о себе. Надеюсь, что вернется. В обществе таких же, как ты проще обрести правильные и реальные цели, найти свое место в жизни, — убеждена Елена.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

1 комментарий

Елена Артемьева

Спасибо Вашей газете ,а главное Журналисту Ирине Исаевой,за честность,добросовестность ,поддержку проблем населения!Будьте хранимы Господом!Процветания и долгового существования «Самарской Газете»!

06.04.2021 в 14:21

Комментарий появится после модерации