Война волшебников во времена Наполеона и темное фэнтези: что почитать из «серьезных сказок»

11.12.2020

725

Автор: Андрей Олех

Книжные новинки декабря: Свежее «Намедни»

Вместе с писателем Андреем Олехом представляем подборку, которая будет интересна взрослым читателям.

XXI век стал новым рассветом «жанровой» прозы. Она обогнала «высокую литературу» в тиражах, читателях, но главное — в качестве. Хорошее современное фэнтези не уступает любой «серьезной» книге ни в стилистике, ни в философских идеях, ни в психологических портретах героев, при этом совершенно точно превосходит в сюжете, а значит, читать его просто интересней и легче. Писатель Андрей Олех и сеть магазинов «Читай-город» предлагают подборку из 5 «серьезных сказок».

«Панорама» без парка

Нил Гейман

Если не знать, что эту книгу относят к фэнтези, то как минимум до середины и не догадаешься. Для тех, кто очень любит распределять произведения по жанрам, книгу можно отнести к «магическому реализму», хотя сам автор так ее не называет. Реальности в этой книге больше, чем магии, и главный герой почти до развязки — самый обычный человек.

История «Сыновей Ананси» разворачивается в той же вселенной, что и самая успешная книга автора – «Американские боги», но ни сюжетно, ни стилистически ее не повторяет. Кажется, что Гейман идет по стопам своего знакомого писателя Исигуро и собирается получить Нобелевскую премию за жанровое произведение, где африканские сказки, ведьмы-вуду и мертвые боги — лишь декорация для серьезных вопросов и психологических портретов современников.  

«Маленьким мальчиком Толстый Чарли искренне верил, что миссис Дунвидди — ведьма. И не симпатичная, а такая, которую приходится посадить в печку, чтобы сбежать. Сегодня он увидел ее впервые за двадцать лет и, тем не менее, с трудом подавил отчаянное желание с визгом забиться под стол.

— Я видела уйму смертей, — сказала миссис Дунвидди. — За мои-то годы. Поживи с мое, своими глазами увидишь. Все однажды умрут, только дайте время. — Она помолчала. — Однако… Никогда бы не подумала, что такое случится с твоим папой.

Брендон Сандерсон

Брендон Сандерсон – очень продуктивный писатель, его книги (немаленькие по объему) выходят регулярно с начала века, и легко сбиться со счета, просто их перечисляя. При этом назвать это конвейером не поднимается рука. Миры Сандерсона самые подробные и хорошо продуманные среди других миров всех современных авторов и, возможно, среди авторов фэнтези вообще. Вымышленные животные, растения, религии, история, география, культурные особенности и еще  сотни, если не тысячи, деталей делают его книги по-настоящему живыми.

Серия «Архив Буресвета» на данный момент состоит из трех книг, а всего планируется десять. Но поверьте, если вы полюбите этот мир вечных бурь, вас очень обрадует тот факт, что Брендон Сандерсон – очень продуктивный писатель.

«Ходунец, чьи похожие на волосы иглы вздыбились, улавливая перемены в силе ветра, забрался по боковине телеги, шевеля дюжиной пар лап вдоль длинного тела. Каладин уже видел ходунцов, но не с таким темно-пурпурным панцирем. Куда же Твлакв ведет караван? Эти невозделанные склоны холмов идеально подходили для фермерства. Если в сезон слабых бурь, следующий за Плачем, разлить тут сок культяпника, перемешанный с семенами лависа, то через четыре месяца холмы покроются полипами больше человеческой головы, готовыми лопнуть от переполняющего их зерна».

Джо Аберкромби

Трилогия британского писателя одна из самых ярких  волне современного «темного фэнтези», не зря о ней хорошо отзывался автор «Игры престолов» Джордж Мартин. В книгах все, как полагается – неоднозначные персонажи, много жестокости, еще больше смертей и никакой надежды на хороший финал.

Самое прекрасное, что есть в книгах Аберкромби – это главные герои: изуродованный пытками ветеран войны, ставший безжалостным инквизитором, полубезумный северянин-убийца по кличке Девять Смертей, параноидальная рабыня, мечтающая о мести. Остальные не лучше. Их истории сплетаются в преддверии новой войны, и каждого ждет долгий путь.

«Ищейка вздохнул, потуже затянул ремни наруча на левом запястье, проверил дерево лука на трещины. Убедился, что все ножи на своих местах. Логен сказал ему однажды, что не бывает слишком много ножей, и Ищейка принял это близко к сердцу. Он смотрел, как Форли неловкими руками проверяет короткий меч, шевеля губами, и как его глаза блестят от страха. От этого Ищейка и сам занервничал, и глянул по сторонам, на остальных. Грязные, покрытые шрамами, хмурые и очень бородатые. Страха в них не было, совсем никакого страха, но тут нечего стыдиться. “У разных людей разные пути, — сказал ему однажды Логен, —  и тебе для отваги нужен страх”. Это Ищейка тоже принял близко к сердцу».

Скотт Линч

Произведение о банде аферистов, предполагает неожиданные сюжетные повороты, рискованные авантюры и харизматичных негодяев. Всего этого в «Обманах…» хватает, но самое прекрасное в этом книжном сериале (с 2007 года по настоящее время вышло три книги из цикла) – это декорации.

При написании книг Скотт Линч вдохновлялся итальянскими городами-государствами эпохи Возрождения. Уже сама по себе хорошая идея, но автор наполнил свой мир таким количеством деталей и подробностей, что узнавать его иногда интереснее, чем следить за виртуозными мошенничествами героев.

«Двойной мост из Древнего стекла был перекинут через Виа Каморраццу как раз посередине улицы Поцелуй-Монетку. Верхняя, более узкая арка предназначалась для пешеходного движения, нижняя, пошире, использовалась для грузовых перевозок. Для непривычного глаза огромный мост без единого стыка выглядел фантастическим сооружением. Чуждое, неземное стекло, из которого он был построен, сверкало и переливалось в лучах утреннего солнца, словно некий великан взял расплавленный алмаз, изогнул его и перебросил через канал. Справа по борту располагалась Фория — островок, плотно застроенный многоярусными каменными сооружениями с висячими садами. Большие деревянные колеса крутились, вспенивая и перегоняя воду из канала в систему желобов и виадуков, которые сетью оплетали улицы Фории на всех уровнях, будто та же гигантская рука проложила стежки, стягивающие весь остров в нечто единое».

Сюзанна Кларк

Роман о двух волшебниках во времена Наполеоновских воин, написан в стиле классической английской литературы XIX века. Сюзанна Кларк написала не очередное фэнтэзи в исторических декорациях, но попыталась создать национальный эпос. Впрочем, магические сцены удались автору лучше всего.

Сериальная экранизация 2015 года, близка к тексту, и актеры подобраны очень удачно, но как обычно бывает со всеми хорошими книгами – телеверсия не способна передать ритм и язык повествования, а в его классической неспешности и неподдельной любовью ко всему английскому, в том числе и к юмору, очарования больше, чем в сюжете.

«Как было замечено (дамой бесконечно более умной, нежели автор этих строк), мир благорасположен к тем, кто женится или умирает в юные лета [16+]. Вообразите же интерес к мисс Уинтертаун! Ни одной юной леди еще не удавалось умереть во вторник, воскреснуть в ночь на среду и выйти замуж в четверг; некоторые даже считали, что для одной недели это многовато.

Все желали видеть счастливицу. Большинство знало только, что при переходе из нашего мира в иной и обратно она лишилась мизинца. Всех занимало: изменилась ли она в чем-то еще? Об этом слухи умалчивали».

Комментарии

2 комментария

Олег

Из таких серьезных сказок могу «Чистилище» Джерома Морриса посоветовать. Можно сравнить со стилем Аберкромби, но по мне интереснее описаны штурмы, бои, до мельчайших нюансов тактики. А экшена и подавно не занимать, автор явно не брезгует картинами, наполненными кровью и прочими человеческими выделениями. Страшно, что даже во всю эту чернуху тебе верится. Понимаешь, вот она жизнь со всеми ее «прелестями»

29.12.2020 в 12:07

Елена

«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — прекрасный роман, у этого же автора есть несколько рассказов по этой вселенной.
А Аберкромби, несмотря на популярность, показался простецким… Написано плохо, много шаблонов. Наверное понравилось бы, если бы прочла подростком.

15.12.2020 в 17:48

Комментарий появится после модерации