Ирина Цветкова о потерях, приобретениях, свободе слова и свободе совести
Журналистика умерла, полагает Леонид Парфенов. Председатель Самарской областной организации Союза журналистов России со звездой отечественного ТВ не согласна.
— Зашла в «Российскую газету» Иринку Чечурину с «Золотым пером» поздравить, гляжу: а «перо»-то не то, что три года назад.
— Новые времена — новые символы.
— И кто автор теперешнего?
— Скульптор Иван Мельников. Он сейчас возглавляет Союз художников Самары.
— Очень красивый символ у Мельникова получился. Подарок, опять же, полезный к «золотому перу» прилагается – ноутбук. Но и Ира, конечно, достойна победы.
— Дорого еще то, что победителя коллеги определяют. Свои же, самарские, журналисты. А они в случае с Чечуриной были единодушны. Как и в случае с Виктором Шепелевым (ГТРК «Самара». — Ред.), который представил на конкурс фильм о Победе. При обсуждении победителя в номинации «Интернет-издания» тоже разногласий не возникло — Александр Барышев.
— Отдельное спасибо за Свету Ишину («Волжская заря». — Ред.). Так, как пишет Света, сейчас уже мало кто пишет. Нынче же принято языком пресс-релиза с читателями разговаривать, а Света со своими — по-человечески. Тепло и проникновенно. И, думаю, именно это жюри и оценило, присудив ей премию Геннадия Шабанова «И мастерство, и откровение».
— Именных премий у нас пять. Они так же престижны, как «Золотое перо губернии», все учреждены в память о выдающихся самарских журналистах, и нам бы очень хотелось, чтобы появилась еще одна.
— Эдуарда Кондратова?
— Да. Он ушел из жизни в ноябре, и это такая утрата… Вот мы говорим о премии «Золотое перо», а ведь Эдуард Михайлович… Эдик, конечно же, Эдик — мы не называли его иначе…
— … хотя сам он о себе говорил: «ископаемое». Я, говорил, ископаемое, но полезное ископаемое.
— Так, в 70-х же еще в «Известия» пришел. Успев до этого и в газетах поработать, и на телевидении. Полвека почти в профессии! Так вот, о «Золотом пере». Эдик и тут у истоков стоял. И все одиннадцать лет был председателем жюри. И это тоже работало на конкурс, потому что в журналистике Кондратов авторитет безусловный, ни на какие сделки с совестью никогда не шел, все об этом знали, а это очень важно. Очень. И вот теперь его нет. Эдика нет, но есть его книги, сценарии, фильм «Тревожные ночи в Самаре», гимн самарских журналистов… Такой яркий след оставил этот человек в профессии, столько сделал для нашего города и нашего творческого союза, что мы просто обязаны увековечить память о нем. Так что журналистская премия имени Эдуарда Кондратова будет обязательно. Но нам бы очень хотелось, чтобы и на доме, где он жил, появилась памятная доска. И мы приложим все усилия к тому, чтобы Эдуарду Кондратову присвоили, пусть посмертно, звание почетного гражданина города и чтобы была издана книга, которую он собрал перед самой своей смертью.
— Публицистика?
— Статьи в самарских газетах. Он даже уже и название книжке придумал. « И все же быть добру».
— А если, Ирина Владимировна, говорить не о потерях…
— Хорошего, к счастью, в 2010-м было немало. И больше всего радует то, что организация наша не стояла на месте, а развивалась. Ну вот, скажем, фотообъединение. Трех лет объединению нет, а столько выставок уже! А какие люди дают там мастер-классы! Виктор Ахломов, легендарный фотокор известинский; 16-кратный призер конкурса «Россия Пресс Фото» и победитель всемирного конкурса фотожурналистов World Press Photo Сергей Максимишин… Провели (в этом году второй раз) областной конкурс фоторабот «Самарский взгляд». Председатель жюри — Юрий Рост («Новая газета», Москва. — Ред.) Еще одно имя отечественной журналистики. И какое имя!
— Подразделения блогеров в рамках СЖ создать не планируете?
— У меня неоднозначное отношение к блогерам. Я с уважением отношусь к тем, кто, даже критически откликаясь на события, не прячется за псевдонимом. Но чаще комментарии свои блогеры дают под вымышленными именами и, мало того, что в выражениях не стесняются, так порой еще и лгут самым беззастенчивым образом.
— Ну, у нас же не только свобода слова, но и совести.
— Если считаешь, что прав – откройся. Откройся и неси ответственность за свои слова. Я так cчитаю. Хотя мы, конечно же, задумываемся над тем, как выйти и на эту аудиторию. Тем более что и там много профессиональных журналистов.
— Молодежь вообще вся там. Кстати, о молодежи. Пополняет ряды?
— И довольно активно. Вообще организация растет. И не только за счет молодежи. И зрелые люди приходят. Критикуют, бывает, союз. Говорят, да зачем он нужен. Но проблемы возникают – идут к нам. Профессия же не простая, конфликтная, и в одиночку, бывает, не справишься. А мы помогаем. Помогаем найти работу, если человек оказывается без таковой, обеспечиваем, если нужно, юридическую поддержку. У нас договоренность с адвокатской конторой «Самара — адвокат», и консультации журналисты получают бесплатно. Большое жюри в процессе активно участвует. Даже в судах журналистов защищает. И журналистов, и целые издания.
— Cадовский в основном в этом жанре работает.
— Виктор Данилович — вообще уникальная личность. И журналист, и юрист, и великолепно знает все связанные со СМИ законы, и стольким уже помог. До Страсбургского суда доходил!
— Союз журналистов – кроме всего прочего, еще и возможность повысить квалификацию. В новом году что-то интересное в этом плане предложите?
— Да вот уже в январе стартует образовательный проект для журналистов, специализирующихся на культуре. Реализуем мы его совместно с министерством культуры Самарской области и Поволжской социально- гуманитарной академией. Мастер- классы будут вести искусствоведы не только из Самары, но и из Москвы, и по итогам (а это годичное обучение) курсанты получат сертификаты ПГСГА.
— Совместных проектов с городской властью не намечается?
— Обязательно будем сотрудничать. Причем не только по линии Союза журналистов. Идеи есть у всех творческих организаций города, и мы уже обсуждали некоторые из инициатив с Дмитрием Игоревичем Азаровым. Говорили, например, о развитии фестиваля прессы, который у нас ежегодно проходит в Струковском саду.
— А вот еще одно имя отечественной журналистики утверждает, что пресса в отечестве нашем благополучно скончалась. Я о Леониде Парфенове, который, как мне кажется, не так уж от истины и далек.
— А я бы не стала драматизировать. Я вообще оптимист по жизни, а уж когда мне говорят, что российская журналистика себя изжила, что журналистов в России нет, а кругом одни рекламщики и пиарщики, то не соглашаюсь категорически. Ну нельзя обобщать! Да, есть сервильная журналистика, есть журналистика манипулятивная, но по-прежнему есть в профессии люди, и ты их тоже знаешь, которые честно делают свое дело. Это к вопросу о «смерти журналистики». А что касается «смерти российской журналистики», то в той же хваленой Америке ситуация ровно такая же: у каждого СМИ – свой хозяин, который так или иначе влияет на редакционную политику. И тем не менее – «свобода слова». И вот тут я бы не стала спорить, потому что свобода слова, на мой взгляд, это не только возможность для журналиста говорить, что он думает. Это еще и возможность для читателя получать информацию из разных источников. Получать, сравнивать и на основе этого сравнительного анализа делать собственные выводы. И такая возможность есть. И не только у американцев. Она есть и у нас.
Общество
Общество
Общество