Самарский стрит-арт: почему его трудно найти и легко потерять

Собрали примеры, которые вряд ли покажут на стандартной экскурсии.

Некоторые критики считают, что самарского стрит-арта не существует. С ними в корне не согласна наш журналист Жанна Скокова, много лет пишущая про уличное искусство и недавно запустившая экскурсии для «стрит-хантеров» — людей, которым интересна эта в некоторой степени «темная» сторона города. Жанна уверена — уличное искусство в Самаре живее всех живых. И вот почему.

Трудно найти

В городе есть так называемые «эксперты» по уличному искусству. Конечно, возможно, они компетентны в области теории, могут рассказать про историю искусства и показать картинки. Но известный теоретик Сергей Баландин как-то заявил, что стрит-арта в Самаре нет. Однако это не так. Может быть, он просто мало гуляет по городу и не смотрит по сторонам.

Уличное искусство живо. Оно не ограничивается только лишь граффити, шрифтами, скульптурами, масками художника Клауса, хотя они в своем роде тоже уникальны и имеют ценность.

Но стрит-арта мало. Во-первых, коммунальные службы быстро его находят и закрашивают. Сколько именно продержится работа и как быстро появится новая, зависит от продуктивности авторов, от выбора мест для размещения. Во-вторых, его трудно найти. Чем дальше работы от глаз прохожих, тем больше шансов, что они сохранятся в городской среде. Поэтому задача настоящих стрит-хантеров задокументировать, сфотографировать, сохранить, оцифровать исчезающее искусство.

Я расскажу про нескольких художников, которые имеют опыт работы на улице. Их творчество не так легко найти в городе, зато теперь это легко можно сделать в интернете. Адреса по понятным причинам раскрывать не буду, пусть это останется тайной.

Алексей Коньков и его пиксель-арт

Этот парень родом из небольшого села Ивашевка в Сызранском районе. Алексей Коньков переехал в Самару, поступил в университет и начал заниматься пиксель-артом. Творчество так сильно захватило художника, что вскоре он бросил учебу и занялся собственными проектами — комиксами про Хвойников, обложками для альбомов и стрит-артом. Из цветной плитки он составляет композиции и персонажей, помещает их в относительно безопасные пространства. Подробней о своем творчестве он рассказывал в интервью

Oiji и плакаты

Художник, который занимается диджитал-артом, также уже пару лет выходит клеить плакаты на улицу. Не так давно он начал заниматься еще и кастомизацией одежды в коллаборации с магазином Queens. В основном на улице Oiji работает с постерами. Переносит цифровой рисунок на бумагу, дополняя городское пространство своими персонажами. Изображает в своих работах демонов с отсылкой на японскую мифологию. С этим автором у меня выходил подкаст.

Катя Раёк и её персонажи

Воспитанница Самарского художественного училища имени Петрова-Водкина и активный участник объединения «Интернат». Она принимала участие во многих выставочных проектах так называемой «третьей волны самарского искусства». Занимается иллюстрацией и уличными практиками, населяет город персонажами на плакатах и выстраивает диалог с городом. Пробует коллаборации с другими авторами. Мое интервью с Катей можно почитать здесь.

Тайная команда и Шукальский

Авторы этого проекта тиражировали свое творчество в старой части города. Они писали в колоритных местах отрывки из своего произведения, посвященного вымышленному герою Шукальскому. Следуя по улочкам Самары, можно пройти определенный квест и собрать все предложения воедино. Первую главу уже выложили в официальный Instagram-аккаунт. На подходе еще несколько частей. Коммунальщики не дремлют, они предпочитают закрашивать подобное творчество даже на заброшках, не жалея серой краски. Ведь все, что непонятно, лучше убрать с глаз долой. Местные граффитчики также перекрывают Шукальского своими шрифтами. Подробнее об одном из самых загадочных проектов можно почитать тут. 

ЧЖНС и редкие находки

Группа художников, в основе которой в самом начале пути находилось два человека — Андрей и Дмитрий. Их первая выставка состоялась в далеком 2011 году. Воображение, фонтан идей плюс упор на академизм — это принесло свои плоды. ЧЖНС — это не просто вандальные буквы. В уличные практики ребята привносят свой стиль — кто-то делает стикеры, кто-то предпочитает работу баллонами и кистями. В команде также есть автор, который работает в фотореалистичном направлении. Мое интервью с Андреем ЧЖНС выходило на портале «Другой город».

Малословие

Это проект одного самарского художника. Он включает в себя не только выпускаемую литературу, но и работу на улице. Так, автор делает тематические стикеры на остросоциальные темы. В основе малоформатных работ — протест. А плакаты и вписанный в них текст, наоборот, навевают ностальгические настроения. Каждое высказывание — это диалог со зрителем, попытка дотянуться до глубинных эмоций, выстроить связь с детскими воспоминаниями смотрящего. Подробней ознакомиться с проектом можно в группе в ВК.

Арт Абстрактов

Один из самых узнаваемых самарских авторов. Художник уличной волны. Рисует с 2007 года. Когда он не занимается кураторской работой и не читает лекции, то обращается к городскому пространству и его окраинам. В его арсенале не только абстракция, но и концептуальный текст. Больше работ в инстаграме.

Неизвестные авторы

Есть те, кто не подписывает свои работы, поэтому трудно определить авторство. Эти объекты то появляются, то исчезают. Заметить их не так-то просто. Обычно они представляют собой маленький формат и подражание более известным художникам, но есть и исключения.

Источники фото: vk.com/rayokart, vk.com/wearemaloslovie, https://vk.com/aksometrylab, Алексей Батькович

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close