Пассажир должен быть защищен

02.07.2012

87

Автор:

Пассажир должен быть защищен

Служба транспортной безопасности, созданная в прошлом году, стала неотъемлемой частью самарского метрополитена

Об угрозе терроризма мы, россияне, знаем как никто другой. Трагические события последних лет выработали в нас целый комплекс рефлексов. Теперь оставленная без присмотра сумка в метро, даже самая безобидная на вид, может вызвать у людей стресс. Государство постоянно совершенствует меры противодействия злоумышленникам: пассажиры должны быть защищены. Сегодня в метро создано и активно развивается собственное подразделение транспортной безопасности, способное предупредить любые угрозы, будь то спланированный теракт или простое хулиганство.

Станция метро «Победа». В будний день здесь проходит порядка тысячи человек ежечасно. Они должны приобрести документы на проезд, своевременно пройти контроль, спуститься к поезду. Спокойно и безо всяких волнений доехать до станции назначения. Вопрос их безопасного проезда — основной в повестке дня сотрудников транспортной безопасности.
Мы ожидали увидеть суровых молодцев, сверлящих глазом каждого, кто попадает в поле зрения, но работают здесь в основном женщины. Форменная одежда с логотипом «М» на рукаве, рация и металлоиска-тель, взгляд пристальный, но доброжелательный. Сотрудницы охотно дают разъяснения, касающиеся работы с пассажирами метро, рассказывают о предназначении технических средств. Знакомьтесь: инспектора транспортной безопасности самарского метрополитена Наталья Ивановна и Ольга Сергеевна.

Ввходной контроль

— Мы осуществляем входной контроль пассажиропотока. Система досмотра багажа и пассажира бесконтактными методами положительно зарекомендовала себя в аэропортах, где проводится стопроцентный входной контроль. В метрополитене этот контроль выборочный, он позволяет выявить потенциально опасных лиц, склонных к нарушению правил проезда. Если в аэропорту люди к этому привыкли, то для метро это новшество. Люди относятся с пониманием к нашей работе — еще никто не возражал против наших действий. Всем пассажирам ясно, что наша работа связана с их безопасностью.
Согласно правилам, утвержденным главой города, в метро запрещено провозить оружие, боеприпасы, ядовитые, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества, наркотические средства. Правила метрополитена находятся в свободном доступе, с ними можно ознакомиться на станциях и в поездах.

Бесконтактный досмотр

Пассажир должен быть защищенРучной металлодетектор позволяет обнаружить металлические предметы и показать, где они находятся. Кроме того, мы можем предложить пассажиру пройти через «рамку». Это стационарный многозоновый металлодетектор, который на разных уровнях показывает, где человек несет металл. Когда у пассажира что-то «звенит», мы вместе с органами полиции просим его показать, что он несет в своей ручной клади. При отсутствии запрещенных к провозу в метрополитене веществ человек следует на платформу, спокойно садится в электропоезд и продолжает свой путь.

Если пассажир дает повод, мы совместно с сотрудниками полиции можем пригласить его в пункт транспортной безопасности. Крупногабаритный груз может быть досмотрен в интроско-пе — этими аппаратами оснащены все аэропорты, теперь они приходят и в метро. Для личного досмотра существует камера СРК — кабина, которая позволяет вывести на монитор изображение человека, подобно рентгеновскому, и увидеть предметы, запрещенные к провозу. Для человека это совершенно безопасно, в 100 раз безопаснее, чем снимок в рентгеновском кабинете. Все действия производятся с вашего согласия, и вы имеете право отказаться от осмотра. Если человек возражает, его досматривают сотрудники полиции. Мы работаем совместно с полицией, дополняя друг друга, действуя в рамках закона. Смысл создания нашей службы — техническое обеспечение безопасности специально обученными и подготовленными сотрудниками.

Следите за мимикой

Для того чтобы защитить транспорт от террористической угрозы, одними досмотровыми средствами не обойтись. Нужно обладать специальной подготовкой в сфере психологии — про-файлингом. Наши специалисты подготовлены для того, чтобы распознать в потоке лицо, которое может являться потенциальным нарушителем. Профайлинг
— это технология наблюдения, опроса и анализа поведения с целью выявления потенциально опасных лиц. Во время небольшого собеседования с пассажиром профайлер не только слушает ответы, но и следит за жестами, мимикой, анализируя всю совокупность информации.

Безопасность и комфорт

На станциях метрополитена помимо сотрудников транспортной безопасности существует система наблюдения «Безопасный город» с выходом в УВД. Стоят камеры наблюдения. Пока человек находится в метро, он в безопасности. Зато нарушителям становится все труднее.

Наша работа — это безопасность в самом широком смысле слова. Мы участвуем в оказании первой медицинской помощи, в розыске пропавших детей. Наши сотрудники прошли комплексную подготовку, и пассажир метро может рассчитывать на любую помощь с нашей стороны.

Сегодня станции укомплектовываются всеми современными средствами — цифровыми и аналоговыми, позволяющими определить и выявить запрещенный к провозу багаж или ручную кладь, предотвратить любые ЧП. Производится систематический обход всей станции — платформы, вестибюля, переходов, прилегающей уличной территории. Обнаруженные бесхозные сумки с помощью специальных технических средств исследуются на предмет взрывоопасности, помещаются в специальную камеру.

В общем, граждане пассажиры могут чувствовать себя спокойно, а тем, кому неймется с нарушением общественной безопасности на станции метрополитена, придется тяжело.

Служба транспортной безопасности

В 2010 году Президентом Российской Федерации принята комплексная программа, которая определила новую систему мер безопасности на транспорте. В следующем году были выработаны критерии комплектования и технического содержания системы безопасности на метрополитене. А также определен порядок подготовки сотрудников и регламент их профессиональных действий. Отделы полиции на метрополитене в связи с этим никто не отменял, они по-прежнему исправно служат на станциях метро, только теперь работают в плотной связке с подразделениями транспортной безопасности метрополитена. Это сотрудничество высококлассных специалистов, которые делают одно важное дело — обеспечивают наше спокойное пребывание в метро.
Служба транспортной безопасности в Самарском метрополитене существует больше года, на всех станциях работают ее специалисты. Это нововведение, которое становится неотъемлемой частью работы подземного транспорта. Москва, Питер, Самара и другие города России включены в программу, разработанную до 2016 года. Это новая программа, новые сотрудники, новая техническая составляющая, которая находится в стадии испытаний и экспертных заключений. Служба формируется и оттачивает свои методики прямо в ходе работы, времени на раскачку нет. Есть конкретные результаты работы, и это главное. На шести станциях самарского метро действуют полностью укомплектованные комнаты для выборочного входного контроля, которые оснащены по последнему слову техники. В ближайшее время техническая составляющая будет сформирована по всей линии метро. Но главный актив подразделения — его специалисты. Не всякая техника может распознать то, что распознает человек — специально подготовленный, вооруженный особыми навыками. Цель нового подразделения одна: пассажир должен безопасно и комфортно проехать на метро к месту назначения. При этом высокая культура обслуживания остается важным критерием работы.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 июня 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 мая 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации