Скульптуры, отсылающие к античности. Атланты и кариатиды на самарских зданиях

03.11.2020

1152

Автор: Жанна Скокова

Фотограф: Владимир Пермяков

Рассказываем, где можно их увидеть и почему для города важно сохранить это наследие.

Спрос на классику

Примерно с 1850-х годов началось строительство каменных особняков — купеческих и дворянских. Обеспеченные горожане заказывали дома у известных архитекторов. Стремясь выделиться из общей массы, практически все богатые самарцы предпочитали постройки с большим количеством разнообразной лепнины, арками, триумфальными венками и резными карнизными поясами. Архитекторы с удовольствием брались за такие заказы, так как могли воплотить различные идеи и продемонстрировать свои возможности.

Долгое время в городе наблюдалось смешение стилей. В конце 1890-х годов преобладающим стал модерн. Его отличительными особенностями были влияние внутренней планировки на внешний облик, отказ от прямых линий и углов, ориентация на естественные природные формы, использование новых материалов, в том числе бетона и керамики. Также архитекторы старались художественно оформлять детали здания — балконы, лестницы, входы. Для этого использовали мистические образы и отсылки к античности. Самый яркий пример — атланты, поддерживающие балконы, и стройные фигуры кариатид в районе оконных проемов.

Обреченный на вечность

В основе — ориентация на греческую мифологию. Словно из древних храмов, скульптуры переместились на фасады городских построек. Среди них был образ Атланта — могучего титана, поддерживающего небесный свод. В исторических источниках существует версия, что он делал это в наказание за свою непокорность. Герой участвовал в битве титанов с олимпийскими богами. После поражения титаны были низвергнуты Зевсом, а Атланта он заставил вечно держать небо.

Самые первые изваяния атлантов были найдены в греческом храме Зевса в Долине храмов на Сицилии. Подобные фигуры из монолита встречались и в Древнем Египте. Использовали их и во многих других культурах. Важную роль атланты играли в архитектуре барокко.

В классической европейской архитектуре атлант представляет собой скульптуру, вылепленную в форме фигуры мускулистого мужчины. Обычно она служит опорой вместо колонны, пирса или пилястра, выполняя не только декоративную, но и функциональную роль, поддерживая перекрытия здания, балкона, карниза. В римской архитектуре для обозначения подобной детали используется термин «теламон». Атлант всегда выглядит взрослым, с мощными руками и строгими чертами лица. В каждой его детали читается сила, тело напряжено. Голова часто наклонена вперед, а руки подняты для дополнительной поддержки.

Древние жрицы

В эпоху модерна нельзя было обойтись без женских образов. Изваяния девушек в драпировках появились еще во времена древнегреческого зодчества и тоже служили для поддержки горизонтальных перекрытий входа вместо колонн и пилястров.

Если такую статую изображают с корзиной плодов или цветов на голове, то ее именуют не просто кариатидой, а канефорой. Название «кариатида», как полагают историки, произошло от девушек из города Кария, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах. По другой версии, полуобнаженные статуи, поддерживающие элементы здания, — это женщины, которые торговали своим телом и были превращены богами в камень за развратное поведение. Трактовок легенды существует много.

Наиболее известные кариатиды античного времени находятся в афинском Акрополе и в сокровищнице в Дельфах. В средневековье такие скульптуры почти не использовались. Они стали появляться вновь в эпоху Возрождения.

В новейшем искусстве кариатидами называют женские фигуры, поддерживающие абсолютно любые выступы здания. Порой так именуют и мужские образы.


Дом с атлантами

Венцека, 55

Здание строили с 1903 по 1905 год по заказу купца Павла Шихобалова для его семейства. Величественный особняк был не просто местом жительства. На первом этаже располагались помещения для оптовой торговли мукой, в правой части второго этажа — контора. Вход в жилые комнаты был в центре здания, как раз между фигурами атлантов.

Внутри дома — просторный вестибюль с камином и закругленная парадная лестница с изысканной резьбой по дереву в виде крупных цветов подсолнуха. Внутреннее убранство соответствовало стилю модерн: золотисто-зеленая гамма, стены, покрытые росписью, характерной для того времени, лепной расписной потолок, несколько мраморных каминов с керамическими изразцами. Шихобаловы могли себе это позволить. Они были не только богаты, но и образованны, проявляли большой интерес к наукам и искусству, занимались  благотворительностью, строили храмы, больницы и школы.

В 1990 году здание передали Самарскому художественному музею. Долгое время оно было на реставрации. Атлантов демонтировали для восстановления. Их тела находились в одной из комнат особняка и ждали своего часа. Однако в итоге гипсовые скульптуры решили оставить в музее, а для фасада изготовить копии из более прочного материала. Наконец в 2018 году атлантов вернули на место. Лепила фигуры скульптор Вера Горбачева, формовал Владимир Рассказов.


Дом Подбельского

Фрунзе, 111 

В Самаре есть еще один особняк, который по убранству не уступает домам Петербурга. Его построили для присяжного поверенного Петра Подбельского в 1901 году. В то время трехэтажные особняки в городе были большой редкостью. На момент постройки это был один из самых высоких домов на улице. Создавали эту красоту по проекту городского архитектора Александра Щербачева.
Подбельский был уважаемым человеком. Он состоял в партии кадетов, имел юридическое образование и был одним из основателей местного яхт-клуба. В этом доме жил и его сын Георгий, известный самарский художник.

Фасад здания можно охарактеризовать как эклектику, но в целом оно больше тяготеет к неоклассицизму. Его украшают статуи атлантов и кариатид.

Долгое время на памятник архитектуры нельзя было взглянуть без слез. Краска осыпалась, у атланта отсутствовали руки, а кариатида лишилась головы. Долгожданную реставрацию начали в 2018 году. Скульптуры демонтировали и увезли. Сейчас они вернулись на место целыми и обновленными. Если сравнивать атлантов на доме Подбельского и Шихобалова, то более грозными и детальными выглядят последние. Но есть еще один пример.

Доходный дом Нуйчева

Самарская, 149

Образец раннего модерна. Здание богато украшено лепниной и разнообразными символами. Оно было построено в 1904 году по проекту архитектора Михаила Квятковского для подрядчика Алексея Нуйчева. Раньше тут размещалась женская гимназия Харитоновой. Сейчас помещение занимает Самарский технический лицей.

На здании расставлены различные акценты. Например, скошенный угол украшен эркером, который завершается граненой башенкой. А основание держат атланты. К сожалению, оригинальные скульптуры были демонтированы еще в 1980-х годах, а затем безвозвратно утеряны. Но облик здания и детали удалось восстановить — правда, с небольшими отклонениями от оригинала. Атланты здесь словно утратили прежнюю детализацию. Их мускулатура слабо выражена по сравнению с собратьями, и эркер они поддерживают всего лишь одной рукой.

Читайте также:

Культура

Княгиня и «Елочка». Подлинная история новогодней песни

В новой рубрике «Артефакт» мы рассказываем о необычных книгах и журналах самарских библиотек

Люди

Обнаженная натура. Истории о том, каково позировать без одежды

Модели и художники рассказали о своем первом опыте.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации