Самарские музеи и галереи представили свои инсталляции на балконах и крышах. Как это было

Выставочные площадки объединила акция «На балконе».

Что делать музеям, если посетители сейчас не могут зайти внутрь? Правильно, выйти им навстречу. Необычная акция прошла в Самаре. Сразу пять площадок — музеи модерна, Эльдара Рязанова, Литературный и его филиал «Горький Центр», галерея «Виктория» — использовали в качестве выставочного пространства свои балконы, окна и крыши.

— В период карантина в разных концах мира эти архитектурные элементы стали служить пространством художественного высказывания, — поделилась наблюдением старший научный сотрудник Музея модерна Галина Зыбанова. — Расширяя границы личного и публичного, они становятся связующим звеном между домом, привычным местом обитания человека, и улицей, доступным городским пространством. Искусство здесь выступает как форма коммуникации, доступная и понятная каждому. Оно стремится наружу, за пределы стен музеев, от картин и плакатов до крупных инсталляций, от акций до музыкальных концертов.

«Бремя модерна»

Идейный вдохновитель акции — Музей модерна — отличился самой заметной инсталляцией. Возле центрального входа в особняк Курлиной с улицы Фрунзе вытянулась на высоту всего фасада женская фигура. Вернее, одежда и обувь, намекающие на некий женский силуэт. Туфли прибиты к тротуару, сквозь платье пропущена веревка, уходящая ввысь вплоть до венчающего произведение зеркала. Организаторы отказались комментировать смысл этой инсталляции, но рассказали о выставке, скрытой от глаз посетителей внутри особняка.

— Подобная идея не нова. Во время карантина по всему миру балкон стал местом публичного высказывания, — отметил сотрудник Музея модерна Даниил Брежнев. — У особняка Курлиной их два. На первом, выходящем на улицу Красноармейскую, мы вывесили баннер главного нашего проекта этого года — «Бремя модерна»: «За фасадами зданий — судьбы людей». Это исследование не только об архитектуре, но и о людях, которые обитают в зданиях в стиле модерн. Что испытывает человек, живущий в центре города в помещении старого фонда? Сейчас, пока посетителям недоступна наша выставка «Бремя модерна», они имеют возможность посмотреть в интернете первую серию документального фильма, посвященного ей. Мы сделали интервью с экспертами, краеведами, урбанистами, историками, чиновниками о современном состоянии зданий в стиле модерн.

Толстой, смайл

На балконе усадьбы Алексея Толстого расположилась фигура хозяина. Вместо лица — смайлик. В качестве обращения к прохожим — строчка из его стихотворения (хотя этот автор известен больше как прозаик, а не как поэт). Сотрудники Литературного музея, следуя своему призванию популяризировать чтение, пошли в своем проекте от текста.

— Мы вырвали фразу и постарались придать ей злободневный смысл, — рассказала заведующая экспозиционным отделом Елена Вяльцева. — Строчка из стихотворения Толстого: «Хотелось больно жутко взгляда» звучит очень актуально. В условиях самоизоляции всем нам не хватало живого контакта с другими людьми. Самому музею остро не хватает посетителей. Незадолго до карантина мы открыли проект, над которым работали больше года, — «Толстой: смена оптики». И вот его никто не видит… Также наша инсталляция призвана раскрыть и тему маски. Вместо лица у Алексея Николаевича — смайлик, выражающий эмоции. Каждый день они будут меняться.

Четыре итальянца и Миронов

На третьем этаже музея Эльдара Рязанова расположились герои его комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Кадр из известного кинофильма очень удачно вписался в ансамбль фасада. Персонажи, замершие по ходу действия картины, словно внимательно рассматривают самарских прохожих и движение на улице Фрунзе.

— Два года назад, специально к открытию музея, кураторы при помощи дизайнеров подготовили несколько фигур, которые встречают посетителей внутри, — рассказала главный хранитель Юлия Богатырева. — Это любимцы экспозиции, с ними все охотно фотографируются. После открытия музея, в третьем квартале, мы планируем немного обновить нашу экспозицию и добавить экспонаты, посвященные путешествиям Эльдара Рязанова. Режиссер снимал в самых разных городах. Причем не только нашей страны, но и за рубежом, например в Италии.

Почти безголовый фрик

По желанию художников инсталляцию филиала Литературного музея «Горький Центр» следовало осматривать с разных ракурсов. Произведение арт-группы «НУМЫЖЫ» — это белая безголовая фигура на балконе, свисающая ниже голова и болтающиеся еще ниже уши.

— Для того чтобы поговорить с городом и людьми в рамках акции, мы пригласили одно из самых любопытных художественных объединений Самары «НУМЫЖЫ», — пояснил куратор «Горький Центра» Никита Кузнецов. — Оно интересно ироничностью и мифологичностью. Свое искусство выстраивает через определенные шутки, придуманные миры и персонажей. Работа, представленная на фасаде нашего музея, нетипична для него, не похожа на остальные произведения. «НУМЫЖЫ» подошли к теме освоения балкона концептуально. Они основывались на двух позициях. Первая: что значит балкон в карантинном и посткарантинном обществе? С одной стороны, это место свободы. Во время самоизоляции мы выходили на него, чтобы посмотреть на мир. Но в то же время это ограничение, когда ты не можешь выйти за его предел. Ссылаясь на философию Мишеля Фуко, они делают балкон символом общества контроля — это «открытая тюрьма». Вторая позиция: человеческое тело. Главная проблема пандемии — болезнь. Если человек даже не болеет сам, он начинает усиленно следить за здоровьем и гигиеной. Это его расслаивает: он становится не личностью, а наблюдателем за своим телом. Важная особенность инсталляции в том, что ее никогда нельзя увидеть полностью, ни с одной из точек наблюдения.

Кто живет на крыше?

Подошедших к финальной точке маршрута ждал сюрприз. Со стороны входа в галерею «Виктория» не было не только никакого арт-объекта, но и даже самого балкона. Однако это не остановило ее сотрудников от участия в акции.

— Наша инсталляция находится на крыше, и ее видно со стороны набережной, — раскрыла секрет дизайнер и куратор пространства «Виктория андеграунд» Анастасия Альбокринова. — Окна третьего этажа, которые выходят на Волгу, — это часть банкетного зала, принадлежащего галерее. На заборчике, ограждающем крышу, размещена работа самарского художника, стрит-артиста Клауса. Он делает в городе крупные куски — на граффити-сленге это означает надписи крупным шрифтом с окантовкой и заливкой. Другая сфера его творчества — скульптура или инсталляция. Он создает предмет из монтажной пены и потом декорирует его. Размещает в пространстве города, и эти ниши начинают жить своей жизнью. Такую инсталляцию сложно точно охарактеризовать. Это странное существо — и не младенец, и не взрослый человек, и не монстр, и не инопланетянин. Его поза может напоминать нам ангелов на известных картинах, которые спускаются с облаков, неся благую весть. Но оно и не ангел. Клаус хочет, чтобы каждый самостоятельно давал трактовку произведению.

В завершение путешествия Альбокринова заметила, что не только музейные балконы представляют собой интерес. Перемещаясь по городу, следует чаще поднимать голову, и тогда можно увидеть много удивительного.

Сеть художественных высказываний под общим названием «На балконе» прохожие смогут наблюдать до 2 июля.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close