Две работы телеканала «Самара-ГИС» вошли в шорт-лист конкурса творческих работ о Великой Отечественной войне

В год 75-летия Победы Союз журналистов России объявил конкурс творческих работ о Великой Отечественной войне. И на днях стало известно, что жюри особо отметило две заявки телеканала «Самара-ГИС».

Они вошли в так называемый короткий список номинантов, то есть получили дорогу в финал конкурса.

— В этом юбилейном году у нас запущено несколько телепроектов в честь 75-летия Победы, — сообщила главный редактор телеканала Елена Орлова. — Они разноплановые, но в итоге создают максимально полную картину событий: «Имена Победы», «Лица Победы», «Песни Победы». Широкий отклик телезрителей получил восьмичасовой телемарафон «Самара — город боевой и трудовой славы». А особенно интересными получились цикл передач «Неизвестные страницы истории запасной столицы», погрузивший зрителей в атмосферу 40-х годов, и рассказы о военных корреспондентах, истории которых, увы, рассказывают нечасто.

«Главное, чтоб в номер»

Редактор телеканала Мария Левина направила на конкурс три работы. Интервью с ветераном войны, новостной сюжет и спецрепортаж. Новостной сюжет — из тех, что берут за душу до слез. История почти невероятная. Жительница Самары полвека пыталась хоть что-то узнать о своем отце, пропавшем без вести на полях сражений. Обращения в военкоматы и архивы результатов не дали. Не так давно женщина узнала о проекте поискового движения России «Судьба солдата» и обратилась в самарское региональное отделение. Появилась надежда, ведь в СМИ рассказывали, что между отрядами из разных регионов налажены партнерские связи, есть возможность работать в архивах с ограниченным доступом.

— И свершилось очень важное для семьи событие. Самарские поисковики получили информацию от партнеров в Белоруссии, собрали сведения в папку и привезли дочери документы — все, что удалось узнать о ее отце, старшем лейтенанте Александре Платонове, — говорит Мария Левина. — Женщина получила этот бесценный подарок, а мы в новостном сюжете рассказали о трогательной истории, которая дает надежду многим потомкам без вести пропавших фронтовиков.

Особый отклик телезрителей и самарских журналистов получил спецрепортаж «Главное, чтоб в номер». Автор оттолкнулась от факта, о котором, увы, уже мало кто помнит. Когда началась война, 24 июня на фронт ушла почти вся редакция газеты Приволжского военного округа «Красноармеец» (с первых дней войны издание стало называться «Боевой натиск»). Вот что рассказывает автор передачи Мария Левина:

— Когда я начала заниматься темой, в самарском Доме журналиста обратила внимание на памятную табличку с 11 фамилиями тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной. Мы стали продолжать поиск и в итоге рассказали о судьбах тех, кто работал в редакциях газет, на радио, а потом пошел на войну и погиб за Родину.

Разыскивать информацию и потомков фронтовиков нам помогали ветераны Самарского отделения Союза журналистов. Рекомендовали, к кому лучше обратиться.

— В процессе поиска и десятков новых знакомств мы находили уникальные свидетельства, — продолжает Мария, — старые пожелтевшие страницы газет, где публиковались самые первые репортажи военкоров с полей сражений, их письма, черно-белые фото, показывающие ужасы войны. Казалось, сама судьба помогала нам увековечить память о тех, кто в 40-х годах создавал наиболее полную картину событий. Удалось выяснить адреса тех, кто вернулся в Куйбышев живым. Отправляясь туда, мы находили старожилов домов, которые помнили военкоров, жили с ними по соседству. Они делились своими воспоминаниями и рассказывали об их родственниках — наших современниках. С ними тоже общались.

— Эту огромную поисковую работу мы вместили в 17 минут репортажа, — подытоживает Левина. — Потом нам звонили: «Вы открыли для нас забытые фамилии, спасибо!» Информации об этих людях очень мало, а ведь в библиотеках, в старых газетах и сборниках произведений о войне сохранились очерки, заметки, репортажи с их фамилиями. Они сами оказались частью истории. Благодаря их героической работе след не потерялся.

«Неизвестные страницы истории запасной столицы»

Цикл передач с этим названием телезрители особо отметили с первого же выпуска. Казалось бы, уже очень многое найдено и рассказано о Куйбышеве как о запасной столице страны в годы войны. Можно ли «нарыть» что-то новое? Автор и ведущий передач Михаил Перепелкин смог.

Да так, что перед зрителем открылась полная, целостная картина жизни города в военные годы. Как говорит сам автор, «пазлы сложились в одно полотно». Вот как он рассказывает о создании цикла:

— На телеканале «Самара-ГИС» я веду еженедельную передачу «Город. История. События». В этом юбилейном году было решено сделать 10 выпусков о неизвестных страницах истории запасной столицы. Я предполагал, что открыть что-то новое вполне возможно. Но где, как? Факты по отдельности есть, а как сложить их в одну картину? Оттолкнулся от титанической работы, проделанной Самарской областной научной библиотекой. Ее специалисты оцифровали газеты за прежние десятилетия. Я начал читать областное издание «Волжская коммуна» за 1941 — 1945 годы. Просматривал все, номер за номером: и сводки с фронтов, и репортажи с промышленных предприятий города, которые почти на 100% перешли на выпуск продукции для военных нужд, и сообщения о театральных постановках, и информацию о происшествиях. И с газетных полос стала вставать всеобъемлющая жизнь тылового города. Во всех трудностях и скупых военных радостях. После «Волжской коммуны» взялся за чтение районных, сельских газет. Параллельно изучал мемуары и художественную литературу, обращая внимание на то, что оставалось между строк. Разговаривал с очевидцами, консультировался у специалистов. Серьезную помощь в подготовке материала оказывали и сами телезрители. Например, несколько лет назад ветеран Надежда Михайловна Волкова подарила мне свою книгу «Как мы жили в советское время», содержащую богатейший материал о жизни запасной столицы.

В итоге получилось 10 передач. О том, как в Куйбышеве в годы войны строился секретный бункер Жукова. О бункере Сталина знают все, об этом — почти никто. О доме на улице Пионерской, где жила в эвакуации семья Сталина, о котором упоминает в своих мемуарах его дочь. Прочитать их можно было уже давно, а вот в сам особняк до телеканала «Самара-ГИС» никто не заглядывал. Об эвакуированных наркоматах. О двух десятках дипломатических миссий — с использованием документов и воспоминаний бывших иностранных дипломатов. Об эвакуированном в Куйбышев Большом театре и о том, как жили артисты, режиссеры, дирижеры, костюмеры в общежитии, разместившемся в здании школы. О работе заводов в годы войны — всех, а не только безымянских.

В каждую передачу автор приглашал интересных рассказчиков, прежде всего известных краеведов, исследователей той или иной темы. И получилось то самое полотно военной жизни запасной столицы, которое и хотелось создать вначале. Со множеством краеведческих открытий, которые теперь — пожалуйста, пошли в открытый доступ, в народ. Все заинтересованные темой благодаря этому циклу получили богатую пищу для размышлений и дальнейших исторических изысканий. Ведь документально подтвержденная историческая правда — неприглаженная, непереписанная — это достояние, непреходящая ценность.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close