Как артиллерист Евгений Астахов стал автором более 40 книг

Никто не расскажет о войне лучше, чем ее участники.

Наш город может гордиться целой когортой писателей-фронтовиков, которые родились в Куйбышеве или работали здесь. Вспомним о них. Ведь судьбы этих людей — настоящие сюжеты для романов. А пронзительные и правдивые строки, написанные ими, — камертон, по которому должны сверять свои произведения молодые авторы.

Книги — это труд

В одном из своих последних интервью известный самарский писатель Евгений Астахов утверждал, что в литературе обязательно должны быть смелые люди, а трусам и нытикам там делать нечего. Действительно, каким оптимизмом и какой отвагой нужно обладать, чтобы, пройдя дорогами войны, вдруг выбрать неизведанный творческий путь. В своих книгах Астахов не только вспоминал о тяжелых фронтовых буднях. Он стал также автором ярких и солнечных произведений для детей и подростков.

Ушедший из жизни в 2013 году, писатель прекрасно понимал проблему потери интереса к литературе. И очень переживал по этому поводу: «Книги — это труд. Ведь человек читающий становится незаметно для себя соавтором читаемой книги, потому что проникает в коллизии, сопереживает. А когда человек смотрит телевизор — примитивные сюжеты один за другим, — он безжалостно гробит время. Поэтому сегодня книга теряет массового читателя. Но это не значит, что она вообще его потеряла».

Молодых авторов я призываю: не унывать, не считать, что божий дар, который заложен в них, не реализуется. Литература требует упорства, оптимизма, настойчивости. Хорошая книга так или иначе найдет своего издателя и читателя. Этот процесс неизбежен, потому что литература жива. А если литература умрет — умрет Россия. Без литературы настоящей, сложной, противоречивой Россия немыслима! Это уже будет другая страна… И колоссальная роль писателя — в этом удержании России на том культурном, эмоциональном, интеллигентном уровне, которыми она всегда славилась. Служить этому делу — очень трудно и почетно.Евгений Астахов

 

Мальчишки из Тбилиси

Родился Евгений Евгеньевич в 1925 году в Батуми. В 1936-м переехал с родителями в Тбилиси. В этом колоритном интернациональном городе прошла его юность. 22 июня 1941 года жизнь Жени, как и миллионов других советских людей, изменилась. В своей повести «Наш старый добрый двор» уже маститый писатель проникновенно опишет мысли и чувства тбилисских мальчишек-сорванцов, внезапно столкнувшихся с новым понятием — война. Конечно же, прототипами главных героев стали друзья Жени Астахова. Нельзя просто придумать настолько колоритные фигуры — неугомонный Ромка, тихий Минасик, смелый Алик, ставший летчиком… А себя автор вывел в повести под именем Ивы — мальчика Ивана, недавно приехавшего в Тбилиси и очарованного красотой этого места:

«Город лежит внизу, удобно умостившись в коричневой чаше, словно в громадной, испачканной землей ладони. Как много в нем живет людей! Их просто не видно отсюда. А если взять подзорную трубу или большой морской бинокль, то сразу увидишь спешащих прохожих, мальчишек, висящих на трамвайной «колбасе», крикливых разносчиков, усатых милиционеров, важно стоящих в самом центре уличных перекрестков… Здесь в ходу все языки, а вернее, один объединенный язык. Два-три слова русских, одно армянское или грузинское, еще тюркское, но всем все понятно».

С началом войны беззаботная жизнь мальчишек заканчивается. Отцы и старшие братья уходят на фронт. А школьников учат обращаться с оружием. Враг уже на Кавказе. Фронт кажется далеким, а на самом деле он рядом. Ребята разоблачают немецкого шпиона, скрывающегося под личиной раненого красноармейца в госпитале, над которым шефствуют школьники. Через некоторое время приходит их черед защищать родину с оружием в руках. Вместе со своим военруком друзья попадают под Кенигсберг. Автор талантливо отображает чувства, которые испытывают вчерашние сорванцы, оказавшись под обстрелом, а потом и в рукопашной, лицом к лицу с врагом.

«Желторотики» на передовой

Несомненно, повесть автобиографична. Сам Астахов был призван в Красную армию весной 1943 года. Окончил Подольское артиллерийское училище и отправился на фронт. Война подходила к концу, однако молодые лейтенанты и рядовые, вчерашние мальчишки успели хлебнуть ее через край. Евгений Астахов служил в штабе 10- го арткорпуса на Первом Украинском фронте, затем в управлении командующего артиллерией Красной армии. Старые бойцы старались поберечь «желторотиков», не пускать их на передний край. Однако опасностей на войне не избежишь. После ранения Евгений стал инвалидом.

В 1946 году он был демобилизован. По возвращении в Тбилиси окончил строительный факультет Грузинского политехнического института. В 1952 году в качестве инженера-проектировщика принимал участие в возведении Куйбышевского гидроузла в Жигулях. Позже занимался общественной, преподавательской и научной деятельностью в Ставрополе-на-Волге, нынешнем Тольятти. В 1962 году Астахов переехал в Куйбышев.

Призвание

В одном из интервью Евгений Евгеньевич заметил, что писательство — это дар свыше, призвание. Кому суждено стать автором книг, тот непременно им станет. Первые литературные публикации Евгения Астахова появились в печати в 1955 году. Всего в областных и центральных издательствах вышло более 40 его книг. Это и романы, и повести, и художественная публицистика. В начале 60-х Астахов становится членом Союза писателей и Союза журналистов. Как публицист активно сотрудничает с периодическими изданиями и Гостелерадио. Всесоюзный дом звукозаписи ставил спектакли по его пьесам. Евгений Евгеньевич регулярно выступал на радио в программе «Писатели у микрофона». В течение трех лет был главным редактором Куйбышевского областного телевидения.

В 1967 году Астахов окончил Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. С 1976 по 1987 год под его началом в Тольятти работала студия авторского кинематографа. Позднее она продолжила свою деятельность в составе культурно-благотворительного предприятия «Самарское слово». По инициативе Евгения Астахова в регионе с 2000 года выпускаются книги серии «Жизнь замечательных земляков».


Выхватить нож было делом секунды, он висел на поясе как раз под правой рукой. Минас ощутил шершавую надежность рукоятки, оставалось только ударить. Он на мгновение встретился взглядом со щуплым парнишкой в ненавистном мышином мундире. В глазах Фрица Нойнтэ не было ни страха, ни злобы. Было ожидание. Ожидание удара, отвести который невозможно… Минас опустил руку. Вернее, она сама опустилась. С каким-то неосознанным еще облегчением. Как будто бежал, закрыв глаза, и вдруг открыл их и остановился на самом краю страшной пропасти. Страшной… И Жора говорил, когда дарил нож: страшное это дело… Из повести «Наш старый добрый двор» Евгения Астахова

 

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close