Как военный пилот Иван Чернец попал под трибунал, а отбыв наказание, стал писателем

06.06.2020

139

Автор: Татьяна Гриднева

Как военный пилот Иван Чернец попал под трибунал, а отбыв наказание, стал писателем

Никто не расскажет о войне лучше, чем ее участники. Наш город может гордиться целой когортой писателей-фронтовиков, которые родились в Куйбышеве или работали здесь.

Вспомним о них. Ведь судьбы этих людей — настоящие сюжеты для романов. А пронзительные и правдивые строки, написанные ими, — камертон, по которому должны сверять свои произведения молодые авторы.

Праздник в семье героя

Со временем перед нами открываются неизвестные страницы Великой Отечественной войны. Далеко не все самарцы слышали о трагической судьбе писателя-фронтовика Ивана Арсентьева. Мне рассказал о его творчестве сотрудник областной библиотеки Алексей Александров. Он уверен: книги этого автора с героическим военным прошлым недооценены. Возможно, потому, что в биографии Арсентьева есть «неудобная» деталь — судимость, которую он получил по приказу трибунала Приволжского округа. Случилось это вскоре после Дня Победы — 28 мая 1945 года.

За несколько месяцев до этого, 23 февраля, гвардии старшему лейтенанту Чернецу (настоящая фамилия Арсентьева) присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». На Куйбышевской студии кинохроники сохранились кадры, на которых видно, как прославленный летчик отмечал День Победы в кругу родных и друзей.

Как военный пилот Иван Чернец попал под трибунал, а отбыв наказание, стал писателем

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Биографическая справка

Гвардии старший лейтенант Иван Чернец родился в 1920 году.

Военный летчик совершил 168 боевых вылетов.

Уничтожил 21 танк, 63 автомашины, 9 железнодорожных эшелонов, 85 вагонов, 15 цистерн, 35 орудий, 27 зенитных точек.

В шести воздушных боях лично сбил два вражеских самолета.

23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Умер 14 мая 1999 года в Москве.

Член Союза писателей СССР, лауреат премии имени Фадеева. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени (дважды), Красной Звезды, Славы III степени, медалями. Его фамилия высечена на стеле Героев в Одессе и на обелиске Героев в Керчи.[/box]

Оператор запечатлел этого красивого парня с бокалом в руке и записал его тост: «Дорогие товарищи, вот пришел день, которого мы все так долго ждали. День полной победы над врагом. Такой народ, как наш, нельзя победить! Мы прошли тяжелый путь от Сталинграда до Берлина. Он был полон лишений и опасностей, но мы преодолели все и триумфально завершили его. Мы бесстрашно шли по дорогам войны. Нас вела вперед бесконечная вера в наше правое дело».

Бесстрашный ас

Одно из ключевых слов в торжественной речи летчика Ивана Чернеца — бесстрашно. Он сам был для своих товарищей примером героизма. Все знали, что на фронте Иван выходил живым из опаснейших ситуаций. Высокое мастерство, выдержка и храбрость не раз спасали его. Выступая в 90-е годы, когда молодежь вовсю старалась «откосить» от армии, писатель вспоминал: «Конец 30-х годов. Я — мальчишка-школяр, затем курсант мореходки. Потом на мою довоенную биографию пришлись Одесский аэроклуб, Черниговское военное авиационное училище. Я очень гордился, что буду служить в авиации, и учился с отличием. Тогда для меня не существовало вопроса: идти служить в армию или нет? Я бы самым большим позором для себя посчитал любое сомнение по этому поводу. Конечно, служить! А как боялся каждый допризывник быть забракованным по здоровью! Знали: служба — это наш долг».

В начале войны Иван Чернец участвовал в обороне Дона, затем его перевели на Кавказ. Летчикштурмовик трижды воскресал из мертвых. Первый раз — зимой 1941 года, когда его самолет был сбит. Пилот месяц, в крайне истощенном состоянии выходил из немецкого тыла. Второй — в январе 1943-го. Тогда он получил тяжелое ранение, но, уже теряя сознание, сумел посадить машину в горах Черкессии. Его нашли и спасли местные жители. А в декабре того же года летчика снова подбили. Пилот вел Ил-2, весь охваченный пламенем. В голове была одна мысль: лишь бы совершить посадку и спасти экипаж. Иван Чернец все-таки сумел посадить пылающий самолет — на песчаную косу. Всех находившихся в кабине спасли наши пехотинцы.

Крутой вираж

С сильнейшими ожогами, вплоть до обугливания, Иван несколько месяцев пролежал в госпитале, но потом поспешил вернуться в строй. И тут его послали в Куйбышев, на приемку новых самолетов Ил-10. В это время Чернец еще не до конца оправился от ужасных травм, полученных в пламени подбитого самолета. Он отвыкал от морфия, утоляя боль спиртным. Однажды, возвращаясь в часть сильно выпившим, заблудился и постучал в сельский дом. Ему открыла молоденькая, спросонья полураздетая девушка. Что произошло дальше, пилот не помнил… Чернецу предъявили обвинение в изнасиловании. На суде он не стал выгораживать себя и получил наказание — пять лет лагерей. До сих пор исследователи биографии летчика подозревают, что все это было подстроено недоброжелателями Чернеца, всегда отчаянно боровшегося за правду. Так осужденный парень был лишен воинского звания и заслуженных кровью наград.

Как военный пилот Иван Чернец попал под трибунал, а отбыв наказание, стал писателем

Отбыв в лагере полный срок, Иван вернулся в наш город. Именно в Куйбышеве он попробовал себя в журналистике. Затем окончил литературный институт и стал писателем. Только сменил гремевшую в годы войны фамилию Чернец на Арсентьев. Со временем он перебрался в Москву.

День Победы был и останется праздником, который подводит под общий знаменатель все наши весьма разные судьбы, праздником фронтового братства, веры в то, что доставшийся дорогой ценой мир будет прочным… Воевать начали в августе 1941 года на полуфанерных «ишачках». А у немцев — цельнометаллические «Мессеры». Словом, через несколько недель от нашего полка остались рожки да ножки… В декабре 1942 года на Северном Кавказе во втором вылете на Ил-2 произошла неудачная для меня встреча с «Мессером». В итоге ранение, контузия, нога искалечена на всю жизнь. В госпитале в Черкесске донимали ужасные боли. Не знаю, как я выкарабкался. Но о том, чтобы уволиться по ранению, не летать, даже мысли не допускал. Нет, только на фронт! За одного битого двух небитых дают! Из интервью Ивана Арсентьева (Чернеца), опубликованного в журнале «Крылья Родины»

 

Иваном Арсентьевым создано множество произведений, большая часть из них рассказывает о боевой деятельности советских летчиков. Первая повесть, «Суровый воздух», была опубликована в 1954 году. Затем в 1958-м в московском издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет книга «Трудное счастье». Несколько произведений писателя изданы в Куйбышеве, в том числе «Повесть одной судьбы», «Еще не гремели салюты». В 1969 году в нашем городе был опубликован его роман «Буян» о революционных событиях в Самарской губернии. В конце 60-х летчику и писателю было возвращено звание Героя Советского Союза.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Справка

Ил-10 — советский штурмовик, созданный в 1944 году путем глубокой модернизации самолета Ил-2. Серийное производство Ил-10 было организовано на трех авиазаводах: №№1, 18, 64 и продолжалось пять лет. Первый полет штурмовика состоялся 18 апреля 1944 года (летчик-испытатель В.К. Коккинаки).[/box]

Читайте также:

Новости

Журналисты sgpress.ru и «Самарской газеты» стали лауреатами конкурса на призы губернатора

Публикации журналистов были отмечены губернаторскими наградами трижды по направлению «Год памяти и славы»

75 лет Победы

Жителей города приглашают на онлайн-квест о Нюрнбергском трибунале

Это детально продуманная история в онлайн-формате, основанная на архивных документах и воспоминаниях ветеранов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации