Самарские театры готовят постановки к 75-летию Победы

16.04.2020

39

Автор: Маргарита Петрова

Самарские театры готовят постановки к 75-летию Победы

Несмотря на вынужденную изоляцию, в Самаре работают над проектами к Дню Победы.

Женская история

Самарский театр драмы готовит постановку «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева. Драматическая баллада белорусского драматурга рассказывает о судьбе четырех девушек-разведчиц на спецзадании по уничтожению врага. Под видом артистов команда должна проникнуть в тыл к немцам и отдать радиосигнал с нужной территории. Но подготовка бойцов не заканчивается на создании сценического номера, девушки также проходят и серьезную боевую подготовку: ежедневные марш-броски, стрельба, боевые приемы и упражнения в метании ножей. Чем закончится выполнение разведзадания?

Режиссер, художественный руководитель театра Валерий Гришко рассказал об этапах постановки
спектакля:

— Несколько лет назад в журнале «Иные берега» прочитал пьесу «Не покидай меня». Ближе к концу у меня слезы потекли от того, насколько пронзительной мне показалась эта история. Примерно в то же время мы работали над спектаклем «Завтра была война» и другой материал не стали брать. Прошло пять лет, и я вспомнил про эту пьесу. Перечитал ее — впечатление было таким же сильным. После этого я посмотрел кино, снятое на «Беларусьфильме», прочитал киноповесть и поехал в Минск, познакомиться с Алексеем Ануфриевичем Дударевым. Когда-то я видел драматурга на сцене: он выходил на поклоны после спектакля по пьесе «Рядовые», который выпускал мой учитель Георгий Товстоногов. Потом его «Порог» шел во всех театрах страны, в том числе и в нашем, куйбышевском.

Дударев — очень хороший, талантливый драматург. У него есть и качественные киносценарии, например «Белые росы». Мы начали совместную работу, которая продолжается до сих пор. Я говорю, чего не хватает в материале, например мне нужен монолог майора. Поскольку он получался в спектакле как некая функция. Будет наш, эксклюзивный, самарский вариант текста с использованием пьесы, киноповести и дополнений автора. Для меня это произведение — проклятие войне, которая обрекает на противоестественные вещи. Кроме того, что человек должен умереть, не дождавшись смерти от естественных причин, ему еще приходится совершать поступки, противоречащие этике, морали и чувству сострадания. Артисты загорелись работой. 29 марта у нас была последняя репетиция перед уходом на самоизоляцию. К Дню Победы надеемся сыграть спектакль. Если будет разрешено — со зрителями, если нет — в режиме онлайн-трансляции.

Большая правда

Директор театра «Камерная сцена», режиссер Софья Рубина рассказала о восстановлении постановки и премьере спектакля-концерта:

— У нас было много планов по поводу празднования юбилея Победы. Мы собирались играть спектакли каждый день с 1 по 11 мая. Планировали восстановить «Возвращение» по знаменитому рассказу Андрея Платонова. Главный герой, капитан Иванов, осенью 1945-го приезжает домой, к жене и детям, которых обожает. Но по пути он встретил девушку Машу. Краткий роман — как последняя искра в потухающем огне войны. Иванова не мучает совесть, он не изменил семье, просто закрыл дверь за военной главой своей жизни. Однако, вернувшись домой, узнает, что жена тоже пережила минутное увлечение, чтобы просто выжить в эти четыре страшных года. Смогут ли герои простить друг друга, вернуться в прошлую жизнь, которую растоптала война? Нужно, говорит автор «Возвращения», как бы трудно это ни было. Порой произведения, не показывающие впрямую баталии, рассказывают большую правду о войне.

Кроме «Возвращения» мы планировали премьеру спектакляконцерта «Танцплощадка-1945». Молодые актеры у нас в театре хорошо поют. Мы представили, как бы выглядела танцплощадка в августе 45-го, когда немногие совсем юные мальчишки вернулись домой, как бы их обступили девчонки, как бы выстроились в очередь, чтобы с ними потанцевать, какие бы песни звучали…

Передать атмосферу

Художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев рассказал о том, в каком формате их труппа поздравит всех с 9 Мая:

— Мы планируем не постановку какой-то пьесы. Это будет скорее концертная программа. У нас есть опыт уличного концерта к Дню Победы. Публика была смешанная, и что особенно приятно, как зачарованные слушали нас и люди старшего поколения, и подростки. Эта программа может пойти и на сцене ДК или театра, и на улице. Кроме пары микрофонов там ничего не требуется. Актрисы у меня поют гениально. И когда они исполняют военные песни «Синий платочек», «Давай закурим» и другие, это очень трогает душу. Сейчас актеры сидят по домам и ищут тексты: стихи, песни, в основном искренние воспоминания о войне, письма на фронт и с фронта. Кроме того, сюда войдет маленький отрывок из пьесы нашего земляка, тольяттинского драматурга Юрия Клавдиева «Развалины». Пожилая героиня рассказывает о том, как она, убегая от немцев, попала в Ленинград прямо перед блокадой. Это будут тексты, которые помогут обрисовать то время, показать какие-то точные бытовые детали, передать атмосферу.

Сценический триптих

Молодежный театр «Мастерская» замахнулся не на одну постановку к 9 Мая, а целый триптих на военную тематику. Первым спектаклем стал «Гибнет хор» с подзаголовком «Неоптимистическая трагедия: от I до III Мировой…» по одноименной пьесе Аси Волошиной, премьера которого состоялась в марте. Художественный руководитель театра Ирина Сидоренко рассказала обо всех трех частях проекта:

— Публика приняла спектакль «Гибнет хор» в постановке Ольги Парфеновой прекрасно. К сожалению, удалось сыграть мало в связи с закрытием театров. История получилась метафорическая, она не отпускает и заставляет размышлять и после окончания спектакля. Некоторые зрители спустя несколько дней пишут нам отзывы: «Мы только что поняли, что это не про вчерашний день, не про 1914 год, а про сегодня и то, что с нами творится».

«Молодую гвардию» по роману Александра Фадеева планировали к 9 Мая, но из-за коронавируса премьера перенесена на 22 июня. Начальный этап работы уже пройден, состоялись репетиции. Это будет необычная постановка, отличающаяся от привычной истории, рассказанной в фильме Сергея Герасимова. Такой большой роман трудно перенести на сцену, инсценировкой занималась сама режиссер Ирина Кондрашова. Спектакль не столько повествовательный, сколько иносказательный. Рассказ о том, что двигало детьми, которые в таких тяжелых условиях не только сумели остаться людьми, но еще и пытались бороться за свою землю.

Третья часть — «Двое в темноте» по пьесе Михаила Бартенева в постановке Александра Мальцева должна была выйти в июне, куда теперь передвинулась «Молодая гвардия». Так что премьера отложена до следующего сезона. Это история о чеченской войне. Местный мальчик 16 лет и 15-летняя девочка, приехавшая на каникулы, оказываются в ловушке под обломками дома, в заваленном подвале. Сначала между ними разворачивается непримиримая вражда, а потом вспыхивают чувства.

С детьми и для детей

Художественный руководитель Самарского художественного театра («Витражи») Павел Карташев рассказал о своем спектакле «Повесть о настоящем человеке» по одноименному произведению советского писателя Бориса Полевого, написанному в 1946 году:

— В качестве автора инсценировки я пригласил московского драматурга Владимира Малягина. Сценографом и художником по костюмам спектакля выступит молодая московская художница, выпускница ГИТИСа Любовь Яковенко. К сожалению, из-за карантина премьера, запланированная на 29 апреля, будет перенесена на более поздний срок.

Директор театра Алла Набокова рассказала о других проектах коллектива:

— Даже в создавшихся сложных условиях самоизоляции продолжена работа над спектаклем «Надо помнить», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Постановка планируется в рамках муниципальной программы «Самара — детям: мы разные — мы равные». Юные артисты учат стихотворения о войне и присылают видео их прочтения режиссеру Станиславу Горковенко, который корректирует их исполнение. Идея спектакля, основой которого становятся воспоминания ветерана войны, состоит в бережном отношении поколений к памяти о тех, кто отдавал свою жизнь для защиты Родины. В спектакле примут участие наряду с профессиональными артистами театра дети, и в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Вынужденно сдвигаются сроки еще одной постановки для самых маленьких зрителей — «Вера-медсестра». Премьеру планировали в конце апреля. В спектакле доступным малышам языком рассказывается о войне, медсестрах, милосердии, любви к людям, сострадании, желании помочь, порой ценой собственной жизни.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации