Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала

22.03.2020

312

Автор: Татьяна Гриднева

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала

Готовясь к празднованию 75-летней годовщины Победы над фашизмом, нельзя не вспомнить о самоотверженности советских работников культуры.

Особое место среди них занимают артисты фронтовых концертных бригад, которые разделяли с красноармейцами опасности пребывания на передовой. Среди них было немало наших земляков.

Актеры — в первых рядах добровольцев

В 30-е годы в нашем городе было открыто сразу несколько театров: кукольный, юного зрителя, оперы и балета, музыкальной комедии. Также продолжала работу самарская драма. В то время именно на ее сцене, а также на подмостках театра «Олимп» шли оперные и балетные спектакли. Только в 1938 году их стали проводить в новом Дворце культуры на площади имени Куйбышева. А в 1940-м на базе Гастрольбюро была образована Самарская филармония. Она заняла здание бывшего театра «Олимп». Культурная жизнь в городе на Волге становилась все более насыщенной и интересной. Однако начавшаяся война внесла в нее свои коррективы. Артисты — в первых рядах добровольцев. Представьте, ТЮЗ был закрыт в самом начале Великой Отечественной по той причине, что весь мужской состав труппы ушел на фронт. Все актеры театра кукол также отправились на передовую. Но тут в спектаклях их смогли заменить коллеги-женщины.

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала

Концерты в осажденном Сталинграде

В октябре 1941 года в наш город был эвакуирован Большой театр. В течение почти двух лет его артисты репетировали и выступали в помещении Дворца культуры на площади имени Куйбышева. В связи с этим в деятельности местного театра произошли существенные изменения. Его труппу объединили с артистами театра музыкальной комедии. Творческий коллектив получил название Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии. В таком качестве он просуществовал до 1949 года. Новый театр потеснил филармонию, перейдя в «Олимп». Артисты филармонии стали давать концерты во всех ДК города. А также выступать в составе передвижных бригад для заводчан, сельских тружеников, военных. Сначала такие концерты проходили только по области, но затем и на линии фронта.

Осенью 1941 года на базе филармонии действовало уже девять подобных коллективов. А в 1942-м была сформирована первая фронтовая бригада под руководством сатирика Яна Ядова. Для артистов разработали специальную программу. В ней были и цирковые номера, и юмористические рассказы, и, конечно, музыка. Певица Вера Зенкевич исполняла сочинения советских композиторов и русские народные песни. Но чаще всего бойцы просили ее спеть «Самара-городок». Сложенные волжанами куплеты стали своеобразной визитной карточкой куйбышевских артистов. Эта песня звучала в осажденном Сталинграде. За четыре месяца куйбышевские артисты дали на Донском и Сталинградском фронтах более двухсот концертов. Именно поэтому все члены бригады Ядова были впоследствии награждены медалью «За оборону Сталинграда». А любимица публики Верочка Зенкевич потом пела «Самару-городок» почти на всех фронтах Великой Отечественной. Ей посчастливилось встретить день Победы в поверженном Берлине. И «Самарагородок» прозвучала в полуразрушенном Рейхстаге.

Вторую фронтовую бригаду возглавил артист филармонии Борис Дубров. А в 1943 году уже пять коллективов филармонии выехали к местам, где шли бои.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Из отчета руководства Куйбышевской областной филармонии за 1941 год: «Перестройка работы филармонии полностью подчинена делу обороны и задачам Отечественной войны»[/box]

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала

При свете «керосинок»

Среди участников концертных бригад были и совсем молодые артисты. Такие, как Наталья Снегирева. 22 июня 1941 года она сдала выпускной экзамен в музыкальном училище. И сразу получила направление в филармонию. Там ее зачислили в передвижную бригаду артистов, которая должна была поднимать дух сельчан.

Девушка сначала не понимала, зачем в такую тяжелую пору ездить по сельским клубам. Другое дело — выступать перед красноармейцами. Однако она вскоре убедилась: люди, измученные тревогой о близких и тяжелым трудом, действительно ждали этих выступлений. А руководству филармонии концерты давали возможность собрать теплые вещи для артистов, отправляющихся на фронт, раздобыть немного продуктов и бумаги для афиш. Для каждого района худсовет готовил специальную программу. В нее включали номера не только на русском, но и на мордовском и чувашском языках. Членам передвижной труппы было непросто: то чуть не замерзли во время пурги, то подхватили в заезжем доме тиф. Наталья Снегирева вспоминала: «Клубы были страшные. Во-первых, холод ужасный. Электричества не было. Выступали при керосиновых лампах».

Дело в том, что концерты начинали вечером, не раньше того времени, как сельчане пригонят скотину и подоят коров. Особенно тяжело приходилось артистам, показывающим акробатические номера. Они выступали в тонком трико в клубах, которые согревало лишь дыхание набившихся в помещение зрителей.

Через три года, в 1944-м, Снегиреву зачислили в новую фронтовую бригаду, образованную на основе самой первой. Кроме Яна Ядова в ее состав на этот раз вошли Вера Зенкевич, чтица Антонова-Троянова, саксофонистка-степистка Евгения Жерве. Лучших куйбышевских артистов направили в столицу. Там состоялся смотр бригад. Наши земляки с честью прошли отбор, и их объединили с артистами из Иркутска. Сводный ансамбль отправили в части, наступающие на врага — в Гродно, Белосток и Восточную Пруссию. Накануне Дня Победы волжане оказались под Берлином в местечке Бернике.

Из воспоминаний Натальи Снегиревой: «Такой радостный день! Выбрали место для амфитеатра в лесу. Нам постелили два листа фанеры, загородили одеялами, простынями угол, где мы могли бы переодеться. И там мы выступали. Такое море солдат было! Просто даже не передать. И нас все слышали. Без всяких микрофонов».

А потом был концерт у Рейхстага. И молодая артистка Снегирева получила благодарность за номером 350 от самого Главнокомандующего товарища Сталина за овладение городом Берлином.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Приказ начальника политуправления войск Западного фронта ПВО, 14 июня 1945 года, город Вильно: «Фронтовая бригада Иркутско-Куйбышевской филармонии обслуживала концертами части войск Западного фронта ПВО Красной Армии с 12 февраля по 14 июня 1945 года. В фронтовых условиях концертная бригада давала по 4 — 5 концертов в день. А всего дала 252 концерта. За хорошее художественное обслуживание частей фронта объявляю благодарность Зенкевич-Злобиной Вере Севериновне, Снегиревой Наталье Николаевне».[/box]

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Из справки областного отдела по делам искусств о работе предприятий и учреждений искусств области в период Великой Отечественной войны, 15 июня 1945 года: «За годы войны на фронтах работало 13 артистических бригад в составе 91 человека. Артисты дали на фронте 1 335 концертов и 56 спектаклей. Десять артистов филармонии награждены медалями «За оборону Сталинграда»[/box]

Продолжение следует

Читайте также:

Новости

Журналисты sgpress.ru и «Самарской газеты» стали лауреатами конкурса на призы губернатора

Публикации журналистов были отмечены губернаторскими наградами трижды по направлению «Год памяти и славы»

75 лет Победы

Жителей города приглашают на онлайн-квест о Нюрнбергском трибунале

Это детально продуманная история в онлайн-формате, основанная на архивных документах и воспоминаниях ветеранов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации