Как жительница Самары освоила гончарное ремесло

Кусок глины, гончарный круг, набор эмалей, печь для обжига.

Это рабочие материалы и инструменты жительницы Самары Елены Маликовой. Все начиналось не только с увлечения, но и со стремления освоить технологии, которые, вполне возможно, станут профессией. Так и получилось. Елена стала мастером по изготовлению глиняных изделий под заказ и педагогом, к которому записываются на мастер-классы преподаватели детских художественных школ и все, кто хочет постичь азы ремесла.

Методом проб и ошибок

— Все началось с того, что из всех своих поездок я привозила что-нибудь керамическое, — рассказывает мастерица. — Причем тянуло меня не к ровненьким приглаженным изделиям с гончарного круга, а к керамике простой, вылепленной руками, в деревенском стиле. У меня архитектурное образование, в вузе мы занимались скульптурой, так что некоторые познания уже были. И вот когда я была в декретном отпуске, мы с подругой начали «месить глину» дома за столом. Сначала заказали 10 килограммов. Пытались сами сконструировать печь, после обжига в ней наши первые шедевры растрескались и разлетелись. Но мы не сдались. Эксперименты продолжили более вдумчиво, изучали сайты для гончаров.

Со временем начал появляться спрос на изделия. Керамическую посуду заказывали цветочные магазины. Встал вопрос о приобретении серьезной печи для обжига, с терморегулятором. А тут подоспел спрос на мастер-классы, появилась хорошая мода отмечать дни рождения и прочие семейные, дружеские торжества не за обеденным столом, а в студиях, мастерских, за общим творческим делом. На урок к мастерице записывались все новые и новые группы. Появились хорошая печь, гончарный круг, наборы эмалей для покрытия изделий и прочие необходимые вещи.

Опыт — дело наживное

Мы на днях стали участниками одного из мастер-классов Елены. Творили мы вместе с преподавателями детских художественных школ, приехавшими из нескольких районов губернии. У многих из них уже есть начальный опыт в работе с глиной, но вопросов все равно много. Потому что у каждого керамиста свои наработки, свой почерк.

Многие изделия рождаются в результате непрекращающихся экспериментов. Например, появились глазури, которые накладывают на сырое изделие толстым слоем, получается очень эффектно. Вот лежат особо любимые мастерицей донбасские керамические массы и сертифицированные немецкие глазури без добавок свинца. Сейчас Маликова работает в основном с ними. Вот глазурь в сухом виде. Она дешевле, надо самому разводить до консистенции сметаны. И набивающими движениями наносить на изделие, обязательно в маске и перчатках.

Елена советует ученикам: обязательно делайте пробники на цвета глазури, нарабатывайте свою гамму. Изучайте ее потечность, чтобы знать, как ляжет по горизонтали, как — по вертикали.

Нам рассказывают о молочении — нанесении на изделия молока с кусочком сахара и обжиге в печи, чтобы схватились все поры и кувшин гарантированно держал воду. О коэффициенте термического расширения глазурей, чтобы чашка или миска при обжиге не треснула. О самых лучших печах для обжига, к тому же с режимом умеренного энергопотребления. О том, как можно «вкатать» растительный рисунок и прочую привлекательную фактуру, вплоть до бисера, который оплавится при обжиге и будет неопасным для едока.

— Повторяю еще и еще раз: не бойтесь экспериментировать, не зацикливайтесь на одних и тех же наработках. Пробуйте одно, второе, третье. Это наше все! — дает главный совет мастерица.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close