Ветеран войны Николай Юдин о службе снайпера и освобождении Вены

03.03.2020

74

Автор: Татьяна Марченко

Фотограф: Владимир Пермяков

Ветеран войны Николай Юдин о службе снайпера и освобождении Вены

2 марта Николай Юдин отпраздновал день рождения. Ветеран Великой Отечественной получил немало поздравлений с 95-летием. И не только от родственников. Его также поздравили представители мэрии, юнармейцы школы №53.

Из плотников — в снайперы

Николай Павлович родился в селе Теньковка Ульяновской области. Семья, в которой было пятеро сыновей и дочь, рано осталась без матери. Она умерла от тифа. Коля был самым младшим, но он хорошо запомнил то тяжелое время. В какой-то момент детям пришлось даже милостыню просить.

В родном селе Юдин окончил шесть классов, а потом его вместе с другими мальчишками отправили в школу фабрично-заводского обучения в Сызрань. Постигал плотницкое дело. ФЗО он окончил в 1942 году и приступил к работе. Под руководством наставника изготавливал опалубки шахт. Но плотничать пришлось недолго. Осенью 1942 года парня призвали в армию. Привезли в Инзу и определили в снайперскую школу. Обучали десять месяцев, а потом отправили на фронт. Сначала бойцы прибыли в Харьков, а оттуда пешком направились в расположенный неподалеку город Мерефа.

— После пополнения рядов объявили, что за 11 суток мы должны дойти до передовой, а это 400 километров. В заданное время, кстати, уложились, — вспоминает Николай Павлович. — На месте назначения оказались поздно вечером. Прозвучала команда каждому вырыть окоп для себя в рост и замаскировать его. Рыли измотанные, голодные.

— Перед первым боем было страшно, — признается ветеран, — а потом привыкли, страх улетучился. Целый месяц воевали практически без перерыва. Ряды наши, к сожалению, редели. Противник был вооружен гораздо лучше. Но мы во что бы то ни стало старались выполнять поставленные задачи. Например, одна из них — выжить фашистов из Константиновки. Причем провести операцию надо было тихо, в стан врага пробирались ползком. Ничего, справились.

26 ноября 1943 года меня ранило в левую руку. Командир отправил в ближайшую медсанчасть, но там не оказалось перевязочных материалов. Сделали укол. А потом вдруг у меня стали отказывать ноги. После немалых мытарств на санитарной машине нас, раненых, доставили на станцию, забросили в товарняк и привезли в Мерефу. Там нам оказали медицинскую помощь. И вскоре с другими ранеными на пассажирском поезде отправили в Пензу. В нескольких километрах от города, в Золотаревке, находился эвакогоспиталь, в котором я и лечился с начала декабря 1943-го по апрель 1944 года.

После выписки — снова пересыльный пункт. На этот раз в Пензе. Я молодой фронтовик, обстрелянный, комсомолец. Меня готовы были направить в школу, которая готовила специалистов для авиации. Но комиссия признала непригодным. В артучилище тоже по здоровью не прошел. Вердикт таков: к строевой не годен. А так как до войны я год работал на тракторе, меня забрал к себе директор моторно-тракторной станции села Большие Копены Саратовской области. Так до конца 1944 года я и работал в тылу.

Снова на передовую

— А в 1945-м меня во второй раз отправили на фронт, — продолжает Юдин. — Участвовал в боях за Будапешт. Был десантником на танке. Мы размещались на броне, по двое на каждой стороне. С танков нас забрасывали в тыл врага, где мы и продолжали бой. Нас, как правило, посылали туда, где было туго. Так мы брали столицу Венгрии. 13 февраля операция успешно завершилась.

Еще Николай Павлович участвовал во взятии Вены. После упорных уличных боев 13 апреля 1945 года Красная армия овладела столицей Австрии. Вена была стратегически важным узлом, прикрывающим пути к южным районам Германии.

Рядовой Юдин всегда находился там, где больше всего был нужен. Служил и в мотоциклетной разведроте, водил М-72 с люлькой. В экипаж входили три человека: водитель, стрелок и командир. Разведчики держали с батальонами так называемую живую связь. Возили тяжелую аппаратуру, тянули провода, передавали донесения.

После победы рядовой Юдин не поехал домой, а продолжил службу. В связи со сложной международной обстановкой его направили на Курильские острова. В родные края вернулся в июле 1949 года.

Никогда не забудет ветеран фронтовые дороги Великой Отечественной и то горе, которое война принесла в каждую семью. У Николая Павловича один брат погиб, другой пропал без вести, третий побывал в плену.

Среди наград Юдину особенно дороги медали «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», орден Отечественной войны II степени.

На гражданке он стал работать шофером. И вот уже 35 лет с супругой Марией Васильевной живет в Самаре. Переехали к дочерям, радуются общению с ними и внуком.

Читайте также:

Новости

Журналисты sgpress.ru и «Самарской газеты» стали лауреатами конкурса на призы губернатора

Публикации журналистов были отмечены губернаторскими наградами трижды по направлению «Год памяти и славы»

75 лет Победы

Жителей города приглашают на онлайн-квест о Нюрнбергском трибунале

Это детально продуманная история в онлайн-формате, основанная на архивных документах и воспоминаниях ветеранов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации