ЛюдиСовременники

Самарский тату-мастер о постоянных клиентах, партаках и высоком искусстве

Весной в Самаре впервые пройдет художественная выставка татуировки.

Не конвенция или фестиваль, а вполне традиционная выставка, где большие фотографии татуированных тел будут чередоваться с графикой и живописью. Скандалов не обещают, но событие наверняка будет ярким — на открытие соберутся все произведения живьем. Ведь татуировка — это единственный вид искусства, где произведение и его владелец составляют неразделимое целое. Автором выставки станет Игорь Кукушкин — один из самых известных самарских художников, занимающихся татуировкой.

В массовом сознании слово «татуировка» никак не отделится окончательно от определений «тюремная» или «блатная». Хотя за последние 20 лет в России постепенно сложилась своя тату-культура, и даже не одна. А русская, и особенно советская, блатная татуировка тем временем стала классикой — предметом изучения искусствоведов — наряду с татуировками японских якудза и банд Латинской Америки.

Но для современных мастеров, таких как Игорь, уголовный пласт не более чем история и определенный стиль. Один из очень многих и уж точно не самый востребованный.

Самое современное искусство

Как говорит сам Игорь, татуировка — это самое современное из искусств, потому что у него есть прямой потребитель. И с этим трудно спорить. Ведь в отличие от тех, кого мы привыкли называть художниками, пусть даже и современными, Игорь Кукушкин каждое свое произведение делает для конкретного заказчика.

И заказчик сам становится произведением искусства, а не только его носителем — это все татуированные знают. Но и это еще не все! Произведение Игоря нельзя выкинуть, потерять или продать — каждый, кто покупает его, знает: от этого даже избавиться бесследно нельзя. Это навсегда. Много вы знаете современных художников, которые на таких условиях смогут свой арт впарить?

Хорошая посадка

А у Игоря очередь. И люди возвращаются к нему снова и снова. Хотя у него даже стиля своего нет. Точнее, стилей много: татуировка, как и любой вид современного искусства, очень широко открыта к разным экспериментам. Игорь больше всего любит пример с современным японским мастером Таку, который методами татуировки возрождает древнее японское искусство эпохи Дзёмон — это 5 000 лет до нашей эры и очень небольшое число памятников и артефактов. При этом сама татуировка покрывает все тело и выглядит как абстракция.

Разнообразие стилей и художественных манер в современной татуировке такое, что никакому другому виду графики и не снилось. Смешение любых эпох и стилей, эксперимент и оригинальные идеи — все это и делает ее полноценным видом искусства. Хотя, конечно, эксперименты в этой сфере могут шокировать неподготовленного зрителя.

У нас в Самаре, кстати, тоже много экспериментов и экспериментаторов.

Дмитрий Недыхалов

Секретный костюм

Игорь рассказывает, что его клиенты-произведения — это в основном взрослые и вполне состоятельные мужчины от 35. Быть произведением искусства, конечно, удовольствие недешевое и очень болезненное. Поэтому бьют себе татуировки поэтапно, годами. Но если раньше сюжетность и стиль могли быть разными, а самая первая татуировка совсем не рассматривалась как начало большой и болезненной истории, то теперь все больше клиентов, которые сразу готовы заказать «костюм».

«Костюм» — это сплошная татуировка, сантиметр-два от манжет рубашки и столько же от края воротника. Ноги — до щиколоток. Единое произведение. Вообще в таких невидимых глазу костюмах сидят люди в очень больших и высоких кабинетах, но кто знает?

По мнению Игоря, на теле должна быть одна татуировка и она должна в идеале покрывать его почти полностью. Это произведение, которое завершает вашу личность, поясняет Игорь, который и сам довольно плотно «забит» с головы до ног, хотя до полного превращения в произведение искусства ему еще далеко.

Великий русско-японский партак

На своей первой выставке Игорь хочет представить не только татуировки, но и графику, и живопись. Он хочет показать прежде всего свое видение и понимание русского стиля. В его художественной миссии — соединение традиций японской татуировки и русского художественного наследия.

В мастерской у Игоря несколько полок с литературой по японскому и русскому искусству средних веков и древности, китайские трактаты, огромные альбомы с иероглифами. А еще книги про русские народные промыслы. И да, гжель с хохломой, в его понимании это важно не только потому, что красиво или модно. Понимание этого искусства как современного или старинного — для Игоря такой постановки вопроса не существует. Это вечное.

Игорь, конечно, может рассказать и про русский эгрегор, и про нашу ментальность, отраженную в символах, и про важность искусства для развития личности. Извинится за пафос, потому что на самом деле он обычный самарский, а может, и куйбышевский еще парень. Вырос в семье ракетостроителей, ходил в телестудию «Товарищ», учился у Гвоздкова… Теперь вот изучает искусство татуировки, создает свои произведения, готовит первую выставку и, что интересно, не собирается уезжать… Говорит, что ему нравится жить среди своих произведений.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение