Самарский тату-мастер о постоянных клиентах, партаках и высоком искусстве

27.02.2020

139

Автор: Илья Сульдин

Самарский тату-мастер о постоянных клиентах, партаках и высоком искусстве

Весной в Самаре впервые пройдет художественная выставка татуировки.

Не конвенция или фестиваль, а вполне традиционная выставка, где большие фотографии татуированных тел будут чередоваться с графикой и живописью. Скандалов не обещают, но событие наверняка будет ярким — на открытие соберутся все произведения живьем. Ведь татуировка — это единственный вид искусства, где произведение и его владелец составляют неразделимое целое. Автором выставки станет Игорь Кукушкин — один из самых известных самарских художников, занимающихся татуировкой.

В массовом сознании слово «татуировка» никак не отделится окончательно от определений «тюремная» или «блатная». Хотя за последние 20 лет в России постепенно сложилась своя тату-культура, и даже не одна. А русская, и особенно советская, блатная татуировка тем временем стала классикой — предметом изучения искусствоведов — наряду с татуировками японских якудза и банд Латинской Америки.

Но для современных мастеров, таких как Игорь, уголовный пласт не более чем история и определенный стиль. Один из очень многих и уж точно не самый востребованный.

Самое современное искусство

Как говорит сам Игорь, татуировка — это самое современное из искусств, потому что у него есть прямой потребитель. И с этим трудно спорить. Ведь в отличие от тех, кого мы привыкли называть художниками, пусть даже и современными, Игорь Кукушкин каждое свое произведение делает для конкретного заказчика.

И заказчик сам становится произведением искусства, а не только его носителем — это все татуированные знают. Но и это еще не все! Произведение Игоря нельзя выкинуть, потерять или продать — каждый, кто покупает его, знает: от этого даже избавиться бесследно нельзя. Это навсегда. Много вы знаете современных художников, которые на таких условиях смогут свой арт впарить?

Хорошая посадка

А у Игоря очередь. И люди возвращаются к нему снова и снова. Хотя у него даже стиля своего нет. Точнее, стилей много: татуировка, как и любой вид современного искусства, очень широко открыта к разным экспериментам. Игорь больше всего любит пример с современным японским мастером Таку, который методами татуировки возрождает древнее японское искусство эпохи Дзёмон — это 5 000 лет до нашей эры и очень небольшое число памятников и артефактов. При этом сама татуировка покрывает все тело и выглядит как абстракция.

Разнообразие стилей и художественных манер в современной татуировке такое, что никакому другому виду графики и не снилось. Смешение любых эпох и стилей, эксперимент и оригинальные идеи — все это и делает ее полноценным видом искусства. Хотя, конечно, эксперименты в этой сфере могут шокировать неподготовленного зрителя.

У нас в Самаре, кстати, тоже много экспериментов и экспериментаторов.

Самарский тату-мастер о постоянных клиентах, партаках и высоком искусстве

Дмитрий Недыхалов

Секретный костюм

Игорь рассказывает, что его клиенты-произведения — это в основном взрослые и вполне состоятельные мужчины от 35. Быть произведением искусства, конечно, удовольствие недешевое и очень болезненное. Поэтому бьют себе татуировки поэтапно, годами. Но если раньше сюжетность и стиль могли быть разными, а самая первая татуировка совсем не рассматривалась как начало большой и болезненной истории, то теперь все больше клиентов, которые сразу готовы заказать «костюм».

«Костюм» — это сплошная татуировка, сантиметр-два от манжет рубашки и столько же от края воротника. Ноги — до щиколоток. Единое произведение. Вообще в таких невидимых глазу костюмах сидят люди в очень больших и высоких кабинетах, но кто знает?

По мнению Игоря, на теле должна быть одна татуировка и она должна в идеале покрывать его почти полностью. Это произведение, которое завершает вашу личность, поясняет Игорь, который и сам довольно плотно «забит» с головы до ног, хотя до полного превращения в произведение искусства ему еще далеко.

Великий русско-японский партак

На своей первой выставке Игорь хочет представить не только татуировки, но и графику, и живопись. Он хочет показать прежде всего свое видение и понимание русского стиля. В его художественной миссии — соединение традиций японской татуировки и русского художественного наследия.

В мастерской у Игоря несколько полок с литературой по японскому и русскому искусству средних веков и древности, китайские трактаты, огромные альбомы с иероглифами. А еще книги про русские народные промыслы. И да, гжель с хохломой, в его понимании это важно не только потому, что красиво или модно. Понимание этого искусства как современного или старинного — для Игоря такой постановки вопроса не существует. Это вечное.

Игорь, конечно, может рассказать и про русский эгрегор, и про нашу ментальность, отраженную в символах, и про важность искусства для развития личности. Извинится за пафос, потому что на самом деле он обычный самарский, а может, и куйбышевский еще парень. Вырос в семье ракетостроителей, ходил в телестудию «Товарищ», учился у Гвоздкова… Теперь вот изучает искусство татуировки, создает свои произведения, готовит первую выставку и, что интересно, не собирается уезжать… Говорит, что ему нравится жить среди своих произведений.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации