Люди

Авиадиспетчер Евгений Бойко: «Я каждый день вижу небо»

Все поправимо. Мы часто слышим эту фразу, но есть профессии, представители которых не имеют права на ошибку: слишком велика ее цена. Одна из них — авиадиспетчер. О нюансах своей специальности рассказал Евгений Бойко.

— Евгений, ваша профессия — это призвание?

— Не могу так сказать, но я родился и вырос в поселке Береза, где каждый житель так или иначе связан с авиацией. И мои родители были сотрудниками организаций, обслуживающих аэропорт Курумоч: мама — повар, папа — столяр. Я с детства впитывал эту атмосферу, и точно знал: буду работать в аэропорту. По-другому у нас в Березе никак. Окончив школу, поступил в Самарский государственный аэрокосмический университет. Получил профессию инженера. Пока учился, мечтал работать на АТБ — авиационно-технической базе авиакомпании «Самара». Там выполняли сложные ремонтные работы. Но к тому моменту, как я окончил вуз, авиакомпания практически прекратила свое существование. Пошел туда, где были нужны руки. Три года работал техником, авиамехаником. Наверное, вы видели людей со светящимися жезлами, которые встречают самолеты после посадки. Я был одним из них — сотрудником сферы оперативного обслуживания. В любую погоду выходил на летное поле. Отвечал в том числе и за подъезд спецтранспорта: самолет надо заправить топливом и водой, убрать салон.

— А как диспетчером стали?

— Ребята, с которыми учился в университете, рассказали, что в «Аэронавигации Центральной Волги» набирают диспетчеров. Заинтересовался. Прошел курсы подготовки авиадиспетчеров в Санкт-Петербурге. С мая 2013 года работаю по этой специальности.

— Что привлекло в будущей работе?

— Эта профессия напрямую связана с авиацией, как я и мечтал. Сложная профессия. Требует полной самоотдачи и предельной концентрации. Человек должен быть устойчив к стрессам, способен за считанные секунды — ведь самолет движется со скоростью 900 километров в час — оценить обстановку и принять правильное решение. А еще надо знать английский: мы обслуживаем и международные рейсы, есть лайнеры, которые следуют транзитом, например, из Китая в Европу. В общем, ответственность на диспетчерах лежит большая. Поэтому к самостоятельной работе новичка допускают не сразу. Минимум три месяца молодых сотрудников контролируют более опытные коллеги-инструкторы. Особенно важно умение работать на тренажерах, в мельчайших нюансах воссоздающих самые разные воздушные ситуации — такие, которые могут никогда не случиться в жизни, но к которым надо быть готовым. Если человек с этим справляется, его допускают до работы, но опять же под руководством инструктора. Это необходимость: каждый аэропорт, каждый центр по-своему уникален. Есть много такого, чему нельзя научиться в теории. Потом экзамен. И только если испытания успешно пройдены, сотрудника допускают к самостоятельной работе.

— Как проходит рабочий день диспетчера?

— Профессия диспетчера входит в список вредных профессий №1. Поэтому все строго регламентировано. Работаем по графику «день — утро — ночь». Каждые два часа небольшой перерыв: посидеть, послушать расслабляющую музыку. Перед сменой обязательный медосмотр, болеющего за пульт не допустят. Потом инструктаж. Мы должны знать все, что происходит в аэропорту.

— Случались ли в вашей практике ситуации, когда нужно было принимать мгновенное решение, когда от вас зависели жизни людей?

— Если вы про аварии, то нет. Такие случаи редкость, и я, к счастью, с этим не сталкивался. Да и вообще ничего экстраординарного не случалось, не зря воздушный транспорт считается самым безопасным. Но это не значит, что мы на рабочем месте отдыхаем. Диспетчер должен видеть все возможные риски по использованию воздушного пространства. Тем более что отдельные неприятности на рейсах случаются регулярно. Одна из самых распространенных — внезапно заболевшие пассажиры. Летит, к примеру, самолет из Казахстана в Москву. Посадка в Самаре не предусмотрена, но человеку стало плохо именно в зоне нашей ответственности. Сердце прихватило, аллергия, другие причины. В этом случае экипаж принимает решение о незапланированной посадке в Курумоче. И вот тут начинается самое интересное. Самолет, как это ни странно звучит, летает «по дорогам». Так как воздушное судно выходит из своего коридора, его путь может пересекаться с другими лайнерами. Задача диспетчера — обеспечить безопасный интервал движения, минимум 10 километров, но мы всегда закладываем больше: 15 — 17 километров. После посадки пассажира передают в руки медиков, в случае необходимости вызываем реанимационную бригаду. Это бывает очень часто. Радуемся, если все заканчивается хорошо. И, напротив, очень тяжело, если исход летальный — да, этого человека я не знал, но очень хотелось ему помочь и спасти. У меня был такой случай, и я до сих пор переживаю.

— За что вы любите свою профессию?

— За стабильность. За уверенность в завтрашнем дне. За то, что я занимаюсь действительно важным делом и каждый день вижу небо.

Метки

1 комментарий

  1. Здорово! Уважение всем людям этой профессии!

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение