Ветеран Тамара Павлова об обороне блокадного Ленинграда

18.02.2020

60

Автор: Татьяна Марченко

Ветеран Тамара Павлова об обороне блокадного Ленинграда

Тамара Евгеньевна Павлова (до замужества Бокова) — ветеран Великой Отечественной, неравнодушный, энергичный человек.

Постоянно выступает перед школьниками. На уроках мужества рассказывает им о военном времени. Она одна из создателей музея в школе №90 «Блокадный Ленинград». Родилась 3 мая 1926 года в Оренбурге. Отец ее был железнодорожником, мама — швеей. В семье росли двое детей: она и старший брат Петр. Так случилось, что по семейным обстоятельствам в 1938 году они с мамой переехали в Ленинград к родственникам. О тех годах, которые нельзя забывать, мы и попросили ветерана рассказать нашим читателям.

Главное — без паники

— Четвертый класс я окончила в Оренбурге. В пятом уже училась в Ленинграде, — рассказывает собеседница. — А после седьмого началась война.

На всю жизнь запомнила я этот день, 22 июня 1941 года. Воскресенье. Родственники на даче, мы с мамой дома. Я иду в магазин за хлебом. И вижу перед ним толпу людей. Все у репродуктора ждут выступления Молотова. Присоединяюсь. Нарком сообщает, что на нашу страну без объявления войны напали германские войска.

Фашисты, как известно, в начале войны стали быстро продвигаться. Они мечтали захватить Ленинград, а потом Москву.

Сначала бомбежки шли на окраинах города. А 8 сентября в пять часов вечера на Ленинград налетели тучи самолетов и стали бомбить Бадаевские склады с продовольствием. Те полыхали всю ночь. Продукты сгорели.

К этому моменту немцы захватили Шлиссельбург и отрезали город от всей страны. Так началась блокада Ленинграда.

Все население города, от мала до велика, оказывало фашистам сопротивление. Я была членом пожарного звена, дежурившего на чердаке нашего четырехэтажного дома. Мне выдали противогаз. Многие взрослые находились кто на фронте, кто на работе, и к защите Ленинграда от пожаров подключились подростки. Задача пожарных — мгновенно схватить щипцами зажигательную бомбу и погасить ее в песке или воде.

Женщины ругали меня за то, что я таскаю на чердак полные ведра песка, воды. Да, было очень тяжело, но стеснялась поступать по-другому. Ведь даже маленькие дети поднялись на защиту родного города. Включая пятилетних. Эти крохи тоже карабкались на чердак с игрушечными ведерками, заполненными песком, водой.

И еще хочу отметить важный урок, который мне преподал двоюродный брат в начале войны. Когда я с ужасом стала рассказывать ему о пожаре на Бадаевских складах, он меня сразу резко прервал: никакой паники! И я это четко усвоила. Молчала даже в самых жутких ситуациях.

Ветеран Тамара Павлова об обороне блокадного Ленинграда

Фугасная бомба

— Сплошные бомбежки, как правило, продолжались с семи до девяти вечера. Летели и зажигательные, и фугасные бомбы. Но наш дом по сравнению с другими был все-таки более защищенным. Потому что на Литейном, 4, недалеко от нас, находилось Управление НКВД, и оттуда по вражеским самолетам непрерывно стреляла зенитка, — продолжает Павлова. — Но тем не менее…

В октябре 1941 года, вечером, когда начинались сумерки, завыла сирена, и я, схватив противогаз, хотела броситься на чердак. Но едва открыв дверь, почувствовала, как дом тряхнуло. И тут сразу раздался крик тети: «Куда ты? Веди нас в бомбоубежище!»

Как выяснилось, в фасад первого дома нашего двора попала фугасная бомба. Там жили мои знакомые — две пары братьев-близнецов, два старших и два младших. Первые уже были лейтенантами, а вторые — на год старше меня. Один из них, не знаю почему, учился в моем классе. В одном из помещений дома закончилось какое-то совещание, а после него народ решил переждать время как раз в квартире знакомых. Их было человек 14- 15. Находились в зале. И во время взрыва бомбы все погибли, включая трех братьев, среди которых был мой одноклассник. Другой из младших вышел зачем-то на кухню и остался жив. Хотя и здесь рухнула стена и накрыла больного деда. А мальчишка каким-то чудом уцелел на крошечном островке возле двери. Когда я повела свою старенькую тетю с маленьким внуком в бомбоубежище, то увидела его в нашем подъезде на первом этаже возле санитаров. Они его, скорее всего, и подобрали. Подростка колотила дрожь. Даже не знаю, соображал ли он что-то в этот момент.

Почему-то я не боялась. Просто делала то, что от меня требовалось. Исполняла свой долг.

Ветеран Тамара Павлова об обороне блокадного Ленинграда

Читайте также:

Дети войны

Александра Деревская – женщина, усыновившая в годы войны более 20 сирот. Часть 2

Продолжаем рассказывать историю Александры и Емельяна Деревских, усыновивших в годы войны больше двадцати детей.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации