Константин Горбатов — профессор академии художеств и забытый волжский гений

13.02.2020

345

Автор: Илья Сульдин

Константин Горбатов - профессор академии художеств и забытый волжский гений

Константин Иванович Горбатов. Вряд ли вам знакомо это имя. А ведь он был одним из выдающихся русских художников XX века, профессором академии художеств и нашим земляком. Он умер, встретив Победу в Берлине седым стариком, а начал свою жизнь в Ставрополе-на-Волге, в 1876 году, в бедной мещанской семье.

Ученик №2

На курсах живописи, открытых Федором Буровым в 1895 году в Самаре, учились несколько талантливых ребят. Дальше всех пошел Кузьма Петров-Водкин — русский классик и великий художник. А вот его товарищ по школе Горбатов, быть может, и не уступал в таланте, а в какие-то моменты жизни и в известности, но в истории остался только как «художник второго ряда». XX век так вмешался в его судьбу, что удача и слава обернулись бедой. Можно сказать, случайность отлучила Горбатова от достойного места в отечественном искусстве.

При этом роль Константина Горбатова в формировании именно самарского стиля очень велика. Возможно, его влияние носило мистический характер, но отрицать его невозможно.

К сожалению, известно очень мало работ Горбатова из самарского периода. Но если взять его картину 1895 года и вывесить в салоне, она будет выглядеть вполне современной и очень-очень самарской.

Константин Горбатов - профессор академии художеств и забытый волжский гений

Родоначальник пейзажа

Горбатов писал так, как многие самарские мастера пишут сегодня или писали вчера. Хотя на его известных полотнах Самары, как и Ставрополя, нет. Почему Горбатов не писал города своей юности и детства? Загадка, на которую мы, наверное, никогда не найдем ответа. Ведь родился Костя в городе на Волге — Ставрополе, до 19 лет учился в соседней Самаре.

Вот эти слова великого русского художника Игоря Грабаря, конечно, и про наш город тоже:

«…вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов.

Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».

Город у воды

Это главная тема в творчестве Горбатова. После курсов Бурова молодой художник отправился в Санкт-Петербург — в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. В 1896 году поступил на строительное отделение Рижского политехникума. В этот период в его работах появляются реки и озера севера, старые русские города — Псков, Новгород, Торжок.

В 1904 году Горбатов поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Питере. С 1905 по 1911 год учился на живописном отделении Высшего художественного училища.

Стиль Горбатова — интереснейший пример слияния традиции русского реалистического пейзажа с формалистическими экспериментами французских фовистов. Но при этом Горбатов не стремился примкнуть к современным течениям, оставаясь немного старомодным, по крайней мере, в предмете изображения — он рисовал города у воды: Псков или Венецию, или небесный град Китеж. Иногда в некоторых его работах угадывается что-то самарское, но это потому, что Самара тоже город у воды.

В 1912 году отправился на Капри. По приглашению Максима Горького, который любил принимать у себя на юге Италии земляков. Для всех нас Волга — это важнейшая часть жизни и мира. Поэтому и в произведениях Горбатова она занимает важное место.

Константин Горбатов - профессор академии художеств и забытый волжский гений

Беляны

Суда его детства — волжские беляны. Огромные, океанского размера, они использовались, чтобы сплавлять вниз по реке грузы и само дерево. Беляны — это волжское чудо, но чудо рукотворное и народное. Их делали без чертежей и инженерного образования мастеровые люди. И на таком судне, как это и написано на картине Горбатова, мог поместиться целый город. Беляны и Китеж — в творчестве Горбатова они легко соединились — мистический город, легенда и реальные корабли, ходившие по Волге, когда мальчик Костя еще только рос.

Это основа самарского изобразительного искусства — слияние в пейзаже мистики и повседневности — практически экономики, ведь беляна корабль коммерческий, но он несет на себе небесный град Китеж по Волге. И в этом наше искусство.

Разная эмиграция

Горбатов был среди учеников Архипа Куинджи и продолжал дело передвижников даже в эпоху всеобщих «измов». После Октябрьской революции его искусство стало выглядеть не просто старомодным, но еще и вредным.

«Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», — исключительно с церквами, пропастью церквей… Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать».

Это написано в 1929 году, после большой выставки русского искусства в Берлине. Горбатов вместе с женой покинули Советскую Россию навсегда, еще в 1922 году. И поначалу дела у него шли прекрасно. Яркие декоративные пейзажи продавались как горячие пирожки. Горбатов находился среди дружественных русских художников, его работы выставлялись и даже печатались на открытках.

Художник купил себе большую квартиру в Берлине и обставил ее мебелью в стиле ампир. На фоне новостей из СССР, где шла коллективизация и рушили церкви, жизнь Горбатова выглядела счастливой. Но в 1933 году к власти пришел Гитлер.

Константин Горбатов - профессор академии художеств и забытый волжский гений

Дожил до Победы

До конца жизни, 12 лет Горбатов и его жена были в Германии гражданами второго сорта. Их не угнали в концлагерь, не забрали в гестапо просто в силу возраста и из-за очевидного отсутствия каких-то связей с СССР. Дважды в месяц они ходили отмечаться в комендатуру, а раз в четыре месяца шведское посольство продляло им паспорта.

В дни войны Горбатов в берлинском подвале рисовал по памяти русские церкви и города, Волгу — Родину.

Последние годы жизни Горбатов бедствовал, мебель и картины были проданы, художник с женой болели и голодали. Чувствуя, что слабеет, в марте 1945 года Горбатов пишет завещание:

«Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет должным». Его завещание было выполнено. И он дожил до Победы. Горбатов встретил Красную армию, освободившую Берлин, и умер 24 мая 1945 года.

Его завещание нашел советский офицер, живший в квартире художника. И наследие Горбатова было передано в академию.

К сожалению, Горбатов практически неизвестен широкой публике. Только сейчас к нему начинает возвращаться признание. Например, совсем недавно три его работы экспонировали в Музее русского импрессионизма в Москве.

Вернется ли Константин Горбатов в Самару, на волжские берега? Увидим ли мы беляны и небесный град Китеж снова? Хорошо бы, ведь Горбатов — наш выдающийся, незаслуженно забытый земляк. Великий Волжанин.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации