Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

15.01.2020

191

Автор: Жанна Скокова

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

В декабре прошлого года художник Арт Абстрактов принял участие во всемирной выставке-ярмарке современного искусства Art Basel 2019 в Майами. Туда каждый год съезжаются солидные покупатели и самые известные галереи со всего мира.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Art Basel была основана в 1970 году. Проводят ее не только в Майами, еще в Гонконге и Швейцарии. Отдельные произведения искусства, которые там представлены, оценивают в несколько десятков и сотен миллионов долларов.[/box]

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

— Как ты узнал про Art Basel?

— О ней я знал уже давно. Встречал новости и фотоотчеты в интернете. В этом году появилась конкурсная программа. В описании было указано, что участники арт-резиденции могут представить свои работы на Art Basel. Я подал все документы, но до последнего сомневался, что их примут – был уже дедлайн. Потом мне ответил координатор и куратор этого проекта. Он оказался русскоговорящим. Выяснилось, что у него какое-то время была галерея современного искусства в Москве. В итоге в арт-резиденцию отобрали четырех человек, в их числе был я.

Вообще там есть два формата. Один – чисто выставочный, когда автор отправляет в Майами только свои работы. Второй – арт-резиденция, в которой можно жить и творить холсты, инсталляции, затем выставлять их на Art Basel и посещать самые модные арт-ярмарки.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

— Пришлось долго готовиться к отъезду и оформлять визу?

— Получить американскую визу россиянину достаточно тяжело. Большой процент отказов от посольства. Меня все уверяли, что не стоит переживать, что разговаривать на собеседовании можно будет на русском. Однако я решил подстраховаться. Когда я пришел, меня спросили: «Do you speak English?». Я ответил: «Yes, I do». Меня специально готовили к этому собеседованию, так как было множество требований к тому, как нужно себя вести: нельзя нервничать, нельзя повышать тон, нельзя даже самостоятельно давать паспорт в руки инспектора. Также сама виза подорожала в несколько раз. Мне открыли ее на три года – это максимальный срок  для русских туристов.

— Где ты там поселился?

— Наша резиденция находилась в районе Майами-Бич. Это большой и спокойный район, приближенный к пляжу и океану. Я заселился в дом скульптора, модельера, архитектора и художника Эдуардо Чирини. Сам он родом из Мексики. Много лет назад мужчина переехал в Майами.

Вообще в этом городе живет 80 процентов латиноамериканцев – кубинцы, венесуэльцы, мексиканцы. Очень много испаноговорящих людей. Даже надписи на магазинах сделаны на испанском языке. Этим место не похоже на остальные города Соединенных Штатов. Все, что напоминает классическую Северную Америку – это огромные пожарные машины, желтые школьные автобусы, зеленые указатели на дорогах.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

Кстати, я заметил, что американцы все время улыбаются, даже когда разговаривают. Еще они очень много извиняются, если нечаянно толкнут тебя. Такая вежливость является особенностью менталитета. Люди могут спрашивать, как твои дела. Но в то же время им совершенно безразлично, что ты ответишь на это.

— Участие в Art Basel было бесплатным?

— В Майами нет таких условий. Там все основано на коммерции  –  ты сам платишь за участие, твой меценат или галерея.  Стоит это приличных денег. Каждого художника представляет галерея,  но не все они туда вхожи. Поэтому конкуренция очень большая. По идее там могут не смотреть, что и как ты делаешь.

— То есть, если ты заплатил за себя, то можешь делать все, что угодно?

— На Art Basel я видел такое **** [непотребство] за огромные деньги. Я понял,  эта целая индустрия, а местный арт-рынок огромный, пафосный и гнилой.  Это негативная сторона, но есть  и позитивная. Фишка в том, что программа там очень насыщенная.  Чтобы все оценить, нужно получить проходки на каждую ярмарку. Кроме Art Basel, там были другие мировые события – параллельные программы. Это называется Art Basel Week.  Я первый раз столкнулся с тем, что в городе очень много искусства. Ноги устают ходить, а глаза – смотреть. Есть и тренинги, и мастер-классы, арт-бранчи. Весь город на неделю становится одной большой ярмаркой.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

— Что ты там представил?

— Пять художественных холстов с абстракцией в своем привычном стиле. Я использовал смешанную технику – аэрозоль, акрил и маркеры. В работах практически нет экспрессии, строгие и плавные формы. Это геометрическая абстракция, которую раньше я создавал на улице с некоторыми изменениями. Работа была очень кропотливой, я практически не спал. Утром и ночью было время для холстов, а после обеда мы выезжали на ярмарки. У меня практически не было времени, чтобы посмотреть город и район Wynwood Walls (Винвуд Волс), где у меня проходила выставка.  Кстати, работы остались  в одной из галерей на реализацию.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Wynwood Walls – это район в Майами, который с помощью искусства превратили из маргинального в туристический. В нем сконцентрированы галереи, резиденции вольных художников, магазины, бары и рестораны. Фасады зданий украшены масштабными работами уличных художников со всего мира.[/box]

— Какой ты выбрал ценник для холстов?

— Могу сказать, что их стоимость начинается от нескольких тысяч долларов.  Я очень долго думал, как оценить свой труд, в итоге выбрал начальную стартовую цену для скромных художников. Конечно, можно было ее завысить, но мне не хотелось наводить пафос. Некоторые участники резиденции оценили свои работы в три сотни долларов минимум.

— Удалось порисовать на улице?

— Я создал две работы. Одну на русском языке, чтобы она была интересна туристам.  Для этого я использовал стену галереи Art Emporium в районе Маленькая Гавана. Долго объяснял на английском и испанском языках владелице заведения то, что я хочу сделать.  Я подумал, что в Майами есть русская диаспора и туристы, они будут рады видеть родные слова.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

Работа в Маленькой Гаване

Вторую я сделал в районе Майами-Бич. Нелегально это не удалось – в Винвуде работает специальный полицейский отдел, который находит художников и штрафует.  А рисовать легально можно, только заплатив круглую сумму – каждая стена стоит денег! Я поговорил с Эдуардо, и он предложил мне порисовать на фасаде его дома. Там я создал экспрессивную абстракцию. Классические частные дома в США одноэтажные, но большие по площади. Дом Эдуардо занимает две тысячи квадратных метров. Я выбрал одну из стенок. Работа очень понравилась хозяину. Он даже предложил приехать к нему еще раз, если я буду в Америке.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

На стене арт-резиденции

— Что тебя больше всего поразило в этом городе?

— Как-то я отправился в аутентичный супермаркет, при котором есть кухня. Там я заказал себе бифштекс — grill park medium rare – свинина средней степени прожарки. США – это большие тарелки. У нас гастрономическое блюдо обычно подают в маленькой тарелочке, на ней практически нет еды. Фирменная закуска в Майами — жареные бананы, которые по вкусу напоминают картофель.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

В этой закусочной бифштекс готовят прямо при тебе. К нему идет бесплатный гарнир – рис или картофель фри, а также салат с овощами и похлебка с фасолью. Когда я разрезал огромный кусок мяса, увидел, что в нем несколько слоев разного цвета — от бардового до белого.  Еда обошлась  мне в 16 баксов, плюсом идет отдельная плата за налог и чаевые – всего 20 баксов. Это место находится в криминальном районе. Поэтому пока я обедал, заметил, как белые полицейские «паковали» афроамериканца. Они повалили его на землю и надели наручники.

Еще меня поразила местная метрическая система, которую они применяют. Все в фунтах, ярдах, милях, инчах, галлонах. В магазине я брал сок и молоко в огромных бутылках. Оказалось, что они измеряются в галлонах — это почти четыре литра.

Кстати, в Майами есть бесплатный монорельс, троллейбус и трамвай. Они проходят не во всех районах, в основном в центральной части. Например, у нас был бесплатный троллейбус, который ходит раз в полчаса в район пляжа. Одна поездка в автобусе стоит от двух с половиной долларов, при этом водители никогда не дают сдачу.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

— А что насчет арт-тусовки?

— Очень много искусства. Ни разу в жизни я не видел выставки таких масштабов. Гектары арт-пространств, которые нельзя обойти за один день. В некоторых павильонах были холсты 30, 40 и 100 метров в ширину.  Художники при создании работ там используют самые современные материалы, делают инсталляции из карбона. А у нас недавно только узнали, что такое эпоксидная смола! При этом в США большинство авторов не придумывают ничего нового, я встречал множество копий Пикассо, Дали, Баския, Поллока и Уорхола.

Я видел вживую знаменитый банан, приклеенный к стене скотчем – это произведение итальянского автора. По одной из версий, таких бананов было несколько. Один из них продали за 120 тысяч долларов. А другой – съел один из художников прямо во время открытия выставки. Он сказал, что чувствует себя на 120 тысяч богаче. Окружающие сначала не поняли, что произошло. Затем владельцы галереи все-таки решили разобраться с шутником, но не стали сдавать его в полицию.  На самом деле это стало большим пиаром, благодаря которому люди во всех уголках планеты узнали про Art Basel, даже те, кто вообще искусством не интересовался.

— Встречал там знаменитостей? Говорят, что многие отечественные звезды с радостью покупают там жилье, чтобы перебраться в США.

— Знаю, что в Майами живет много русских звезд – Орбакайте со своим мужем, Пугачева, Игорь Николаев и Авраам Руссо. Кстати, Валерий Леонтьев там выступает на частных корпоративах и новогодних елках. Я даже видел афишу с ним на английском языке. В самолете со мной летела солистка из группы «Лицей», которую я когда-то слушал в 1990-х годах. Оказалось, что она давно уже получила гражданство в США и иногда посещает друзей в России.

— Можно сказать, что ты открыл для себя Америку?

— Это совершенно другой мир, другая культура. Здесь люди могут помогать друг другу, даже если незнакомы. Я очень рад, что познакомился с другим континентом и оставил там свой след. В такие места нужно возвращаться. Это свидетельствует о том, что искусство за рубежом котируется на очень высоком уровне и труд художников уважают.

Самарский художник о ярмарке в Майами, банане за 120 тысяч $ и платных стенах для стрит-арта

Фото из личного архива Арта Абстрактова.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации