В Художественном музее представили выставку семейных портретов

15.12.2019

144

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Екатерина Елизарова

В Художественном музее представили выставку семейных портретов

В областном Художественном музее состоялся один из самых многолюдных вернисажей.

Уникальное собрание

Любители искусства спешили увидеть выставку «Портрет семьи». Ее составили из картин богатейшего фонда Русского музея. Боровиковский, Маковский, Кустодиев, Жилинский, Петров-Водкин, Филонов — где еще можно увидеть в одном зале творения всех этих великих мастеров! И не только этих, но и многих других признанных художников. Объединила их, по замыслу кураторов выставки, одна тема — семейная. Это и отдельные изображения, и групповые портреты, и жанровые сцены. Благодаря гению живописцев современный зритель имеет возможность наблюдать за нашими соотечественниками разных эпох, причем в самой непринужденной, домашней обстановке. Как на театральной сцене, от картины к картине разворачивается мало знакомая нам жизнь предков.

Начинается выставка с двух шедевров Владимира Боровиковского. Портрет генерала от инфантерии времен Павла I Иосаафа Арбенева написан в 1799-м. В том давнем году появился на свет маленький Александр Пушкин. Повзрослев, он уже не застал военных в пудреных париках, как на этом парадном портрете. Не менее впечатляющая пышная седая прическа и у неизвестной в белом платье и лиловом тюрбане. Непонятно, это старомодный парик или просто напудренные волосы. Эти картины, написанные с разницей в один год, вполне могли висеть рядом в семейной галерее.

Портреты знати

Страсть к своим живописным изображениям возникла у русской знати во времена Петра I, который, «открыв Европу», ввел балы и приемы. Таким образом, семейная жизнь, долго скрывавшаяся за подслеповатыми окошечками боярских теремов, стала достоянием общественности. В путешествиях по миру российские вельможи знакомились и с парадными портретами королевских семейств. Им хотелось иметь подобный. Иногда они приглашали для этого иностранных мастеров. Знаменитый петербургский англичанин Джордж Доу написал в 1823 году портрет княгини Нарышкиной с детьми. Красавица Мария Яковлевна в красном бархатном платье нежно обнимает дочку Александру и маленького сына Сергея, одетого, как принято было в то время, подобно девочке. Старший — 14-летний Лев, уже в костюме денди, задумчиво облокотился о спинку кожаного дивана.

[tie_slideshow]

[tie_slide] В Художественном музее представили выставку семейных портретов [/tie_slide]

[tie_slide] В Художественном музее представили выставку семейных портретов [/tie_slide]

[tie_slide]В Художественном музее представили выставку семейных портретов [/tie_slide]

[tie_slide] В Художественном музее представили выставку семейных портретов [/tie_slide]

[tie_slide]  В Художественном музее представили выставку семейных портретов[/tie_slide]

[/tie_slideshow]

А рядом еще одно удивительное творение — портрет семьи художника Федора Торопова, написанный самим мастером с необычайной нежностью и благоговением. Глядя на картину, вспоминаешь многочисленные изображения Святого семейства.

Не закончен портрет отца и дочери известной дворянской семьи Ростовцевых кисти Сергея Зарянко. Для такого скрупулезного мастера это необычно. Но оказывается, юная барышня заболела и скончалась прежде, чем художник дописал портрет.

В разных жанрах

В жанровых полотнах XVIII — первой половины XIX века встречаются изображения и сельских семей. На картине неизвестного художника «Сцена в крестьянской избе» видишь всех домочадцев, занятых обычной работой. Хозяйка достает ухватом из пылающей печи чугунок со щами, пришедшие с поля мужики уже ждут вокруг большого стола под божницей. Девушка занимается рукоделием у окна, где посветлее. А старушка возится с внучатами у выхода. Проходят годы, и передвижник Василий Максимов рассказывает о тяготах крестьянского жития-бытия. Его картина 1877 года «Семейный раздел» полна трагизма. Не менее напряженная обстановка и в зажиточной среде. Об этом свидетельствует академик Николай Лосев своей картиной о чтении завещания «Раздел наследства». Затем наступает эпоха другая — революция, первые годы советской власти.

Пролетарская семья на картине Кузьмы Петрова-Водкина счастлива, несмотря на отсутствие материальных благ. Ведь весь мир и так принадлежит им. В советское время традиционный семейный портрет претерпел существенные изменения. Прерывается традиция заказных работ. Зато получает развитие картина на семейную тему, где важна не конкретная личность, а типаж, представляющий свой социальный, профессиональный, культурный слой. И среди авторов подобных работ, представленных на выставке в Художественном музее, большое количество известных имен.

Выставка продлится до 23 февраля 2020 года (6+)

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации