Код культуры

Про музей в доме «стояния Зои»

Недавно дом на улице Чкалова увидел, наверное, самую представительную делегацию за всю свою богатую историю.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн, министр культуры Самарской области Борис Илларионов, министр строительства Евгений Чудаев, представители мэрии и районной администрации, местные депутаты, руководитель компании «Время Плюс» Александр Кузнецов. Тема: дальнейшая судьба дома, в котором свершилось стояние Зои.

Дом, в котором не стояла Зоя

Высокий визит принес прекрасные результаты. Решено сохранить здание, передать областным властям и открыть на территории самого дома и окружающего двора музей. Скорее всего, как и предлагала «Самарская газета», это будет музей городских легенд.

Получается, что вся эта история — про наше культурное наследие. О важности мифов и легенд, о том, что они составляют значительную часть локальной идентичности, мы тоже писали не раз. Это наша культура, какая бы она ни была. Но какие же легенды и мифы Самары достойны музеефикации? Какое наследие мы хотим сохранить для потомков?

Пиня и другие безумцы

Сразу оговорюсь: весь кейс с местными легендами и мифами очень «токсичный». Даже новость о сохранении дома Зои вызвала волну ненависти в соцсетях и антиклерикальную риторику. Хотя РПЦ в этой истории вообще не участвует. Так же непросто и с другими.

Например, история с установкой памятника Пине Гофману — городскому сумасшедшему, тоже легендарному персонажу. В отличие от Зои он точно был, но это не делает ситуацию проще. И, конечно, такой монумент — это слишком радикально по отношению к любой из традиций монументальной пропаганды. И трудно спорить с тем, что в городе вообще мало кому из достойных местных жителей поставлены памятники. Так почему же такая честь — пока только теоретическая, ведь это лишь идея — безумному Пине?

Но вот формат музея — современного, интерактивного и бережного — это вполне для Пини. И для многих других городских легенд. Для каких? Давайте попробуем определиться со списком.

Большие истории

Для начала — про сокровища. Пещеры и клады Степана Разина — это огромный миф. Более близкая к нам по времени история — золото Колчака, которое правильнее было бы назвать золотом Каппеля. Тонны золота якобы исчезли где-то, сгорели в пожаре Гражданской войны. Или не сгорели? А еще легенда об огромных подземных хранилищах под Самарой, где перед отступлением белочехов прятали свои драгоценности купцы.

Подземное хозяйство — это другая большая группа мифов. Здесь и легендарные хранилища, и пивопроводы фон Вакано, и вполне реальные, но, увы, затопленные бункеры, и огромное количество то ли басен, то ли нет про ходы. Трудно найти в центре Самары дом старше 100 лет, из подвала которого, по рассказам жильцов, не начинался бы секретный лаз.

Легенда? А вот в доме Курлиной такой ход совершенно точно есть. Засыпан песком, уводит куда-то к Волге.

Как быть с товарищем Сталиным?

Конечно, здесь очень важно выбрать правильную интонацию. Ситуация вокруг стояния Зои ярко это показала: точки зрения диаметрально противоположны, страсти накаляются. Не хотелось бы, чтобы создание нового музея вызвало такую реакцию.

Ведь городские легенды должны нас объединять, а не наоборот. И нужно помнить: даже если речь идет о реально существовавшем человеке, местные рассказы о нем могут не иметь подтверждения. Как, например, приезд товарища Сталина в свой куйбышевский бункер в октябре 1941 года. Не было? Никто точно не знает, но такова легенда.

Круг экспертов

Очень надеюсь, что проект будет реализован с привлечением максимального числа профильных специалистов. Конечно, это все наши уважаемые светила самароведения и — обязательно — специалисты по изучению самарских аномалий Ратник и Павлович, уже написавшие в содружестве несколько книг о самарских подземельях и обладающие уникальным эзотерическим архивом. Задача архисложная, как сказал бы один из героев самарских легенд. Но задача, решение которой — появление на карте города точки, обязательной к посещению всеми туристами. Конечно, очень важно подумать о том, что они увидят.

Попробуем оставить мятлик

Когда я зашел во двор Зои летом, меня поразил его зеленый ковер, точно такой, как был в нашем дворе, на Степана Разина. И так же по мятлику протоптана тропинка в деревянный нужник. Как коренной житель могу заверить: этот двор — кусок совершенно аутентичной городской застройки, самый настоящий самарский двор. Тот самый двор, в котором все собирались летними вечерами и рождались легенды.

Сохранить атмосферу — вот чего хотелось бы от музея городских легенд. Чтобы были кусты крапивы, качели из досок и кривые заборы. Это настоящее и достаточно уникальное, чтобы показать любому взыскательному туристу.

Вопрос о легендарности самарского двора дискутируется очень давно. Так давайте же гарантированно сохраним в первозданном виде хотя бы один. Это не менее важно, чем увековечение памяти Зои. Хотя в какой-то степени это все элементы одной и той же магической формулы. Которая превращает события в городские легенды, живущие среди нас.

Было ли «стояние Зои» на самом деле

 

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение