Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 3

17.11.2019

129

Автор: Татьяна Гриднева

Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 3

Не так давно корреспондент нашей газеты Татьяна Гриднева познакомилась с представителями замечательной самарской семьи Никитиных.

Ее глава Алексей Викторович рассказал мне о своем деде — гвардии полковнике Михаиле Ивановиче Волкове. А дочь героя Галина Михайловна подарила книгу «Память о войне 1941 — 1945 годов», созданную на основе мемуаров отца. Произведение было издано в этом году. Один из самых потрясающих эпизодов книги — описание парада, который состоялся на площади Куйбышева 7 ноября 1941 года. Вспомним об этом событии вместе с очевидцем.

200 километров до столицы

В качестве начальника штаба 614-го отдельного батальона связи капитан Михаил Волков принимал участие в обороне станции Узловой, Сталиногорска и Донского. Это Тульская область, всего какихто 200 километров до Москвы. По словам Волкова, все 20 тысяч бойцов 239-й дивизии были охвачены единой волей к победе. В памяти еще стояли напутствия Калинина и Ворошилова, полученные во время прощального митинга в Куйбышеве. Бои не прекращались ни днем, ни ночью. Советские воины мужественно сражались против 2-й танковой армии генерала Гейнца Гудериана.

Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 3

Михаил Волков с женой Марией детьми Галиной и Борисом в окружении однополчан

Из дневников Михаила Ивановича:

«У Гудериана тоже был отборный народ, обманутый воспитанием. Они с фанатизмом рвались к Москве. Операция со штурмом Москвы называлась «Тайфун». Это была правая «клешня» танковых полчищ Гудериана, нацеленная на Сталиногорск — Каширу с глубоким охватом Москвы. Вся эта танковая, механизированная армада вылилась на нашу 239-ю дивизию».

Поиск исторической справедливости

Несмотря на яростное сопротивление советских воинов, 25 ноября враги взяли Сталиногорск. Из воспоминаний Михаила Волкова:

«После захвата Сталиногорска возникла угроза глубокого проникновения танковых дивизий противника в тыл нашим войскам в районе Венева, Каширы и Зарайска. Как показали события, для развития успеха в сторону Каширы немецкое командование не могло выделить достаточно крупные силы. Фашистские войска были скованы упорной обороной в районе Тулы…».

Сталиногорск находился под оккупацией всего 17 дней. 12 декабря он был освобожден 1-м гвардейским кавалеристским корпусом и 112-й танковой дивизией. При этом о роли 239-й дивизии в обороне Москвы историки нередко забывают.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#c45f58″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Итоговое донесение за период боевых действий 239-й стрелковой дивизии с 16 по 29 ноября 1941 года: «Абсолютное большинство коммунистов в ходе боев показывало личный пример отваги, героизма и своим поведением воодушевляло беспартийную массу на борьбу с врагами. Вот некоторые примеры: …начальник штаба 614-го отдельного батальона связи член ВКП(б) капитан тов. Волков в разгар боев лично сам руководил работой связи и выводил связистов со связью из самых трудных положений».[/vrezka]

Прочтя первые две части повествования «СГ» о Михаиле Волкове, нам написал краевед из Новомосковска (бывший Сталиногорск) Александр Яковлев.

— Ситуация с дальневосточной 239-й стрелковой дивизией трагична вдвойне еще и потому, что в целом ее подвиг позабыт, — утверждает он. — Несмотря на все усилия краеведов, до сих пор преобладает нелицеприятное мнение, что Сталиногорск сдали без боя. На самом деле одна только 239-я дивизия смогла сделать на этом участке не меньше, чем панфиловская на Волоколамском направлении. Подразделение оттянуло на себя значительные силы, задержав наступление фашистов на Москву. Подорвало боеспособность четырех немецких дивизий, одна из которых — 112-я — в результате вообще была выведена в армейский резерв.

Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 3

Бойцы

Яковлев рассказал также о местной инициативе — установить в Узловой бюст командиру 239-й дивизии Гайку Мартиросяну и его бойцам — дальневосточникам и сибирякам.

От Москвы до Пруссии

В феврале 1942 года Волков получил повышение: его назначили командиром 801-го отдельного батальона связи 344-й стрелковой дивизии, бойцы которой сражались под городами Юхново, Мосальск (Калужская область), затем на Варшавском шоссе (Зайцева гора).

Из песни 239-й стрелковой дивизии:

…Но вот труба пропела боевая,

Приказ был дан

            стать грудью за Москву,

Опорным пунктом

            стала Узловая,

Чтоб преградить

            обходный путь врагу.

Нам не забыть ночей

            Сталиногорска,

Огней пожаров шахт и Узловой,

Где иногда

             бойцов-героев горстка

Дралась с фашистской

            тысячной ордой…

Офицер прошел по всем дорогам войны — от Москвы до Восточной Пруссии. В декабре 1943 года он принял командование 995-м стрелковым полком 263-й стрелковой дивизии. За бои в Крыму в апреле — мае 1944-го был представлен к ордену Ленина и званию Героя Советского Союза. Однако в итоге его наградили двумя орденами Красного Знамени. Закончил войну Михаил Волков в звании полковника. Его внук Алексей Никитинс восторгом говорит о своем знаменитом деде:

— Это был человек несгибаемой воли, честных убеждений, он никогда не боялся отстаивать правое дело. Видимо, из-за его неуступчивости начальство не подписало представление его к званию Героя Советского Союза. Зато он кавалер четырех орденов Красного Знамени, ордена Суворова и других наград.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Только с 16 ноября по 5 декабря 1941 года потери немцев под Москвой составили:

— 55 тысяч убитыми;

— более 100 тысяч ранеными.

Уничтожено:

— 297 орудий противника;

— 244 пулемета;

— 1 500 самолетов.

Подбито 177 танков[/box]

Мальчишкой Алексей ездил вместе с дедом в музей героической обороны и освобождения Севастополя. И был потрясен документами и артефактами, которые там хранятся. Еще его удивило, что деда, штурмовавшего Сапунгору, встречают в Севастополе как родного. Михаил Иванович передал в местный музей трофейные золотые часы, а также военный бинокль.

Нежные чувства 

В своей книге «Память о войне. 1941 — 1945 гг.» Галина Никитина с восхищением рассказывает о своей маме — Марии Петровне Волковой, которая была верной спутницей боевого командира. В семье, несмотря на лишения и разлуки, царили самые нежные чувства.

Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 3

Михаил Иванович всю войну отправлял близким полные любви письма. В августе 1944 года Мария Петровна, оставив детей на попечение сестры, приняла решение уехать к мужу на фронт. Но там она не пользовалась положением командирской жены. Ухаживала за ранеными. Доила прибившуюся к обозу корову и поила их молоком. Во время боев всегда была вместе с медиками в санитарной роте. А когда в 1945 году в Восточной Пруссии тяжело ранило мужа, выхаживала его в госпитале. После войны полковник Волков вернулся на Волгу. Он был назначен начальником 5-го отдела областного военного комиссариата, позже стал комендантом военного гарнизона города. Командовал военными парадами на площади имени Куйбышева — там, где в 1941 году сам проходил в составе колонны. Будучи военным пенсионером, был членом военно-исторического общества, входил в Совет ветеранов 263-й Сивашской дивизии. Михаил Волков умер в 1982 году, похоронен в нашем городе.

[one_half]

Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 1

[/one_half]

[one_half_last]

Боевой путь Михаила Волкова: для него война началась с парада. Часть 2

[/one_half_last]

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации