Как самарских школьников учили писать пьесы

26.09.2019

75

Автор: Светлана Келасьева

Как самарских школьников учили писать пьесы

Во время театрального фестиваля-лаборатории «Золотая репка» для подростков, интересующихся сценическим искусством, прошел арт-класс «Работа над замыслом» по методике Class act.

В течение нескольких дней драматург и сценарист Вячеслав Дурненков учил ребят писать пьесы. По итогам состоялся семинар для педагогов, которых также познакомили с этим образовательным проектом.

Начало было в Шотландии

«Работа над замыслом» — это некий фестивальный, усеченный вариант методики Class act, зародившейся четверть века назад в Шотландии. Ее появление спровоцировал кризис. Подростки массово перестали ходить в театры. Культурные учреждения стремительно теряли детскую аудиторию. Ситуацию нужно было как-то исправлять. И сотрудники театров решили: раз ребята не идут к нам, мы сами пойдем в школы и приведем их. Так в расписании шотландских школ появился урок драматургии. Проходил он раз в неделю. Посещать его можно по желанию.

Программу уроков разработали пять шотландских драматургов. Дети на занятиях разбирают теорию драмы, индивидуально работают над выбранными темами и в итоге пишут собственную пьесу. Все созданные ребятами произведения ставят в местном театре при непосредственном участии профессиональных режиссеров и актеров. Поскольку пьесы небольшие, обычно получается один спектакль, состоящий из нескольких новелл. При этом дети на полном серьезе участвуют в постановочном процессе. Они видят, как работают с их произведениями режиссеры, актеры, сценографы. Таким образом, школьник на собственном опыте проходит весь цикл — от написания пьесы до просмотра поставленного по ней спектакля.

Все это проходит как громкое шоу, с афишами по всему городу. Билеты раскупаются буквально за несколько часов. Программа идет один раз, после чего дети получают дипломы, видеозаписи своего спектакля и бесценный опыт на всю жизнь. А самое главное — у них возникает интерес к театру, и, как правило, с собой они приводят еще нескольких друзей.

— Цель этой программы не в том, чтобы найти нового Шекспира, хотя иногда ребята действительно пишут занимательные вещи, которые потом входят в репертуар театра, — пояснил Дурненков. — Задача Class act — воспитать грамотного зрителя.

Российский интенсив

В нашу страну методика пришла 15 лет назад. Сейчас в этом образовательном проекте участвуют около десятка драматургов по всей России. Но реализуется он несколько иначе, чем в Шотландии.

— Там драматурги приходят в школы и работают с ребятами на протяжении нескольких месяцев, — рассказывает Дурненков. — Мы этого позволить себе не можем. Поскольку я нахожусь в Тольятти, а школа, заинтересовавшаяся программой, например, в Красноярске, мы проводим интенсив продолжительностью в две недели. На это время ребята освобождаются от занятий, и все их внимание сосредоточено на одном.

Как самарских школьников учили писать пьесы

Проект рассчитан на подростков примерно лет с 11. Для написания пьесы необходимо, чтобы у человека уже был какой-то жизненный опыт. Три-четыре дня обычно уходит на теорию, на работу с замыслом. Затем ребята разбиваются на рабочие группы, и каждый начинает сочинять собственную пьесу. Пишет ее ребенок сам. Задача драматургов — помочь структурировать.

Партнером в проекте всегда выступает какой-либо местный театр, который предоставляет свои ресурсы — площадку для показов, актеров, режиссеров, костюмы и прочее.

Знакомство с пьесами обычно выглядит так. В одной комнате собираются режиссеры, актеры, драматурги, и дети сами читают свое сочинение по ролям. Это нужно для того, чтобы режиссер мог уловить интонацию, которую ребенок-автор заложил в свой текст. Затем начинается привычная работа.

— Этот проект целиком на стороне ребенка. Если школьнику не нравится, как режиссер ставит его пьесу, он может вносить коррективы, и взрослый должен прислушаться. Мы тщательно следим за этим. В проекте ребенок — главный, наша цель — довольный ребенок, — говорит Дурненков.

Полное погружение

Суть этого педагогического метода — полное погружение ребенка в процесс. С одной стороны — игра, с другой — все на полном серьезе, профессионально.

Занятия проходят в группах примерно по 20 человек. С ними работают три-четыре драматурга.

— Мне как педагогу важно понять, кто в группе самый слабый, чтобы ориентироваться на него, — подчеркнул Дурненков.

Как самарских школьников учили писать пьесы

Этому способствует, например, упражнение на причинноследственные связи. Ребят просят записать 15 парных вопросов: почему — потому что. Дается необычная история. И ребенок должен писать ответы, один вытекающий из другого. Потом получившееся зачитывается вслух, это бывает очень смешно и весело. Но педагогу сразу становится ясно, у кого из ребят проблемы с причинно-следственной связью и какие именно.

— Иногда имеет смысл посадить слабого ребенка с сильным, предложить им писать пьесу в паре. Это тоже возможно, если дети этого захотят, — говорит драматург.

Методика Class act предполагает использование множества педагогических приемов, некоторые из них весьма необычны. Например, указывать ребенку на одну и ту же недоработку можно не более трех раз. Если после третьего раза школьник своей ошибки не понял, следует оставить все как есть.

Конфликт — мотор сюжета

В Самаре арт-класс длился всего три дня. Его результатом стали 14 вполне добротных пьес.

— Мы работали с ребятами, хорошо знакомыми с тематикой, они все занимаются в театральных коллективах, — пояснил Дурненков, — поэтому процесс шел достаточно легко.

Арт-класс проходил в форме групповой беседы или диалога с элементами игры. После знакомства ребятам предложили всем вместе составить сравнительную таблицу о том, чем кино отличается от театра. Драматург пояснил зачем. Это нужно, чтобы ребята вспомнили все, что они знают о театре, а те, кто с этим видом искусства мало знаком, получили о нем хоть какое-то представление, опираясь на хорошо знакомый вид искусства — кино.

В первый день занятий ребята разобрали понятие «поворот сюжета», поговорили о конфликте. Теорией и формулировками не ограничились. Каких видов может быть конфликт, как он работает и почему является мотором сюжета, как неожиданный поворот сюжета может улучшить пьесу — все эти знания ребята получали в процессе.

Как самарских школьников учили писать пьесы

Играя в «Сделай хуже» и рассказывая о чем-то совершенно банальном — например, о своем сегодняшнем утре, ребята поняли, почему не все сюжеты одинаково интересны и как можно привлечь внимание зрителя даже к бытовой ситуации. Оказывается, достаточно ухудшить ситуацию, чтобы она перестала быть банальной, а сюжет повернулся в неожиданном направлении. Потом ребята продемонстрировали актерские способности и умение импровизировать в игре «Близкие друзья». На ее примере поговорили о конфликтах и пришли к выводу: чем больше их в пьесе, тем она интереснее.

Продолжение следует

Уже в первый день ребятам было дано задание задуматься над темой собственной пьесы.

— Писать лучше всего о том, что вы знаете, — посоветовал драматург. — Пусть даже вместо людей в вашем сочинении будут действовать фантастические персонажи, пьеса будет строиться по тем же самым законам.

В программе второго дня занятий — структура пьесы, золотое сечение, теория персонажей. Третий посвятили работе над выбранными темами. Ребятам дали понятие о замысле, схема пьесы была нарисована на бумаге, чтобы потом воплотиться в жизнь.

— Я дал ребятам понятие о базовых вещах. Это в очень-очень сжатом варианте то, чему пять лет учат в литературном институте, — отметил Дурненков.

По его словам, работа с нашими самарскими ребятами еще не завершена. Те пьесы, которые школьники написали, — это наброски. Авторы продолжат работать над ними, а драматург будет контролировать этот процесс дистанционно, читая тексты и давая советы по их дальнейшему структурированию и улучшению по электронной почте.

Будут ли пьесы, написанные участниками арт-класса, поставлены в самарских театрах, неизвестно. Пока этот вопрос прорабатывается.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации