Своими глазами

Как работают в Самаре пожарные добровольцы

Команду создали в конце 2014 года на базе международного аэропорта Курумоч.

Зона ответственности добровольцев — поселок Береза Красноглинского района и объекты самих воздушных ворот региона. Как они работают сейчас, как помогают жителям отдаленного поселка?

Торговля с огнем

В Березе живет около 6 000 человек. Населенный пункт расположен в 53 километрах от центра города. Собственной пожарной части здесь никогда не было. В случае ЧП огнеборцы прибывали с Красной Глинки и не всегда укладывались в отведенный законодательством норматив в 10 минут. Ситуация изменилась пять лет назад: в населенном пункте была создана добровольная пожарная команда на базе аэропорта. Ее возглавляет начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Курумоча Владимир Варавва — он долгое время работал в федеральной противопожарной службе. Заручившись поддержкой руководства аэропорта и городских властей, заинтересованных в развитии добровольчества, опытный пожарный начал собирать команду добровольцев. Сегодня в ней 82 человека, есть среди них и бывшие пожарные, и молодежь, обучавшаяся в процессе работы. Все они сотрудники аэропорта, который предоставляет добровольцам и технику, и экипировку. В смене обычно четыре-пять человек, готовых в любой момент выехать по сигналу тревоги.

— Самое серьезное происшествие этого года — пожар в торговых рядах Березы, — рассказывает Варавва. — 19 июля в 4.04 поступило сообщение о возгорании торгового павильона. Уже через семь минут наш расчет прибыл на место. Площадь пожара составила 30 квадратных метров. Если бы не наше вмешательство, ущерб от огня был бы куда больше.

Жители поселка знают, куда обращаться в случае пожара. У многих есть прямой телефон добровольцев. На него и поступило тревожное сообщение о пожаре на рынке.

— Когда приехали коллеги из пожарной части №8, мы уже ликвидировали возгорание. Это и есть наша задача — сдерживать огонь до прибытия основных сил. Поэтому даже если нас не извещают местные жители, нас информирует диспетчер службы «01», — продолжает руководитель команды.

Горящее предложение

В зоне пристального внимания добровольцев — дачи, окружающие Березу. К счастью, в этом году там пока обходится без ЧП. Зато несколько раз горел лес поблизости. Серьезных последствий благодаря вмешательству добровольцев удалось избежать. Но своей главной обязанностью добровольцы считают профилактику происшествий.

— Профилактика — планомерная и регулярная работа. Весной, а также в преддверии учебного года и Нового года мы ее усиливаем. Посещаем предприятия и организации поселка, еженедельно обновляем актуальную информацию на двух стендах, установленных в поселке. Люди не обклеивают их частными объявлениями — понимают, что это важно, — говорит Варавва.

В месяц добровольцы посещают две-три организации или учреждения. Профилактической работой охвачены практически все торговые точки, детские образовательные учреждения. На днях огнеборцы посетили местный сетевой магазин. Это один из объектов с массовым пребыванием людей. За день магазин посещают около 1 000 человек. В случае ЧП сотрудникам придется принимать первые меры. Как выяснилось, теорию работники торговли знают неплохо, а вот с практикой возникли проблемы. Поэтому женщины под руководством опытных пожарных учились пользоваться порошковым огнетушителем, ликвидируя специально разведенный для занятий огонь.

— Мы по книгам, конечно, знаем, как пользоваться огнетушителем. Но ни разу не пробовали. Сегодня мы получили возможность потренироваться, ощутить вес и отдачу огнетушителя. Узнали, как близко можно подходить к очагу возгорания. Это было очень полезное занятие для всех сотрудников, — сказала директор магазина Анастасия Дьякова.

Теория убережет от практики

Давние дружеские отношения связывают добровольцев с персоналом реабилитационного центра «Самарский». Занятия по эвакуации проходят тут ежегодно. Медучреждение предназначено для людей с тяжелыми хроническими заболеваниями центральной нервной системы, такими как рассеянный склероз. Жители региона также восстанавливаются здесь после инсульта и травм позвоночника. Понятно, что передвигаются многие пациенты с трудом, иногда при помощи коляски. Эвакуация обитателей центра в случае ЧП — дело непростое.

— Когда пациенты ограничены в движении, нужно точно знать, как действовать в случае возгорания, — говорит доброволец Иван Толстов. — К тому же реакцию нездорового человека в экстремальной ситуации предсказать сложно: кто-то впадает в истерику, кто-то в ступор. Наша задача — проговорить алгоритм действий персонала в таких случаях, убедиться, что медики знают, куда звонить и что делать, если произошло ЧП. На их плечах лежит большая ответственность.

Обучение проходят и сотрудники местной поликлиники.

— У нас есть ответственный за пожарную безопасность по больнице №7, мы выполняем все правила и требования, но обучающий семинар тоже не будет лишним, — считает заведующая поликлиникой №5 Светлана Узенкова.

С этим мнением согласны и добровольцы.

— Может быть, мы напоминаем прописные истины, но люди слушают с интересом. Эти знания в обычной жизни не используются и часто забываются, — говорит инструктор по пожарной профилактике, доброволец Елена Мельникова. — Кто-то может открыть для себя что-то новое, что может пригодиться не только на службе, но и в быту. А эффективность профилактической деятельности оценивается просто: нет пожаров — значит, хорошо работаем.

В ближайших планах у добровольцев посещение детского сада №397. Пока взрослые осваивают огнетушитель и повторяют правила эвакуации, малыши могут исследовать пожарную машину, примерить каски. Такие мероприятия для детей всегда большое событие.

— Эмоций у ребят масса, мы всегда ждем приезда добровольцев. Детям это и полезно, и интересно, — отметила заведующая детсадом Наталья Кунченко. — Занятия по безопасности с ребятами у нас проходят еженедельно: мы разбираем различные ситуации, которые могут случиться в быту.

Фото обложки: pixabay.com

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение