Люди

Кто и как учит речников в Самаре

Директор Самарского филиала Волжского государственного университета водного транспорта, также известного как речной техникум, Владимир Марков рассказал о подготовке кадров для судоходных компаний и переменах, которые ждут учебное заведение.

— Учреждение, которое вы возглавляете, имеет богатую историю. Каким специальностям обучаете?

— В 30-е годы прошлого столетия страна остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Тогда в СССР начали создавать институты водного транспорта и сеть водных техникумов. Наше учреждение было создано 3 августа 1936 года. Его открыли в здании на улице Молодогвардейской, 62/64, построенном во второй половине XIX века. После революции здесь находились Самарские технические курсы водного транспорта, работала школа фабрично-заводского ученичества затона имени товарища Янсона. Вот уже 83 года техникум не меняет своего адреса.

С 2008 года учебное заведение входит в состав Волжской государственной академии водного транспорта, является его самарским филиалом. В 2015-м академический комплекс получил статус университета. Наш учредитель — Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). В настоящее время в филиале можно получить среднее профессиональное образование по специальностям «судовождение», «судовой механик», «судовой электрик», «управление на транспорте». Сегодня на бюджетные места мы набираем 135 человек, еще до 50-ти студентов учатся у нас на коммерческой основе. Это выпускники 9-х и 11-х классов. Конкурс составляет около двух абитуриентов на место. Обучаем мы не только парней, девушки получают береговую специальность — «управление на транспорте» . За все время работы учреждения не было ни одной представительницы прекрасного пола — судоводительницы.

— Специалисты, которых готовит филиал, востребованы в отрасли?

— Безусловно. В отрасли большая потребность в кадрах. Во-первых, это объективно тяжелая работа. Во-вторых, есть серьезная конкуренция с иностранными судоходными компаниями. Выпускников с опытом и знаниями переманивают за рубеж, предлагая значительно большие деньги за их труд.

После первого курса мы направляем студентов на практику. Кто и куда поедет, определяем по конкурсу. Если студент представляет учреждение на международной арене, он должен иметь соответствующие подготовку и воспитание, владеть иностранным языком. Ребята проходят практику в компаниях, которые осуществляют перевозки по всему миру. На глобусе можно указать любую точку, и там наверняка были наши студенты. Северный морской путь, Африка, Австралия… В этом году многих направили на Лену, Енисей. В Самаре ребята проходят практику на региональных рейсах, а также на круизных судах пассажирских компаний. Девушки работают бортпроводниками.

Будущие управленцы набираются опыта не только в судоходных, но и в сухопутных логистических организациях. Филиал уже получает заявки на практикантов на будущий год.

В целом около половины наших выпускников остаются работать на Волге, остальные уходят в море, в частности, устраиваются в иностранные компании.

— По итогам визита в Самару заместителя руководителя Росморречфлота Андрея Тарасенко и депутата госдумы Александра Хинштейна были приняты важные решения о развитии учреждения. К их реализации уже приступили?

— 25 июля учреждению передали здание на улице Неверова, 87, наши площади увеличились почти в два раза. В перспективе это дает возможность открыть больше специальностей, обучать больше ребят. Сейчас наводим порядок в новом корпусе, в сентябре там начнутся занятия. Впервые за время существования техникума будет организовано бесплатное горячее питание для студентов.

В перспективе Росморречфлот планирует провести капремонт здания на улице Молодогвардейской. В настоящее время готовим документы для процедуры обследования помещений. Впереди разработка проектно-сметной документации. О сроках начала ремонта говорить рано, ориентировочно это 2021-2022 годы. Хочу подчеркнуть, здание находится в федеральной собственности, и право пользования сохранится за учебным заведением.

Во время ремонта филиал будет вести основную деятельность в корпусе на улице Неверова. Однако полностью мы не переедем. На Молодогвардейской находится оборудование, необходимое для учебного процесса. Его демонтаж, перевозка, установка стоят дорого. Так что часть исторического здания не будет выведена из эксплуатации.

— Были разговоры, что в будущем в самарском филиале можно будет получить и высшее профильное образование. Это действительно так?

— Необходимость организовать в самарском филиале подготовку полного цикла по программам высшего образования назрела давно. Мы работаем над тем, чтобы это произошло в сентябре 2020 года. Встреча с Андреем Владимировичем Тарасенко и Александром Евсеевичем Хинштейном дала инициативе дополнительный импульс, поддержку. Конкретное количество мест для студентов, желающих получить высшее образование, будет известно в ближайшее время.

По окончании учебы такой специалист получит больше возможностей карьерного роста, не будет ограничен какой-то должностью на судне, сможет открыть свой бизнес, связанный с перевозками водным транспортом. Тогда больше профессионалов останется в России. Это серьезный импульс для развития отрасли в регионе и стране, для увеличения налогов. Да и судоходные компании заинтересованы в квалифицированных работниках. Сейчас наши выпускники получают высшее образование заочно в других городах, что влечет для них дополнительные траты. Воднотранспортное образование в Самаре ждут перемены к лучшему.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение