КультураЛюди

Алла Шахматова о первом годе работы в Художественном музее

Директором Самарского областного художественного музея рассказала нам о том, сложно ли было решиться руководителю частной галереи «Вавилон» возглавить одну из самых значимых выставочных площадок Поволжья и какие события минувшего года навсегда останутся в ее памяти.

Портал между прошлым и будущим

— Предложение стать директором художественного музея стало для меня полной неожиданностью. Это огромная честь, поскольку для меня он связан с именем Анэтты Яковлевны Басс. Человеком бесконечно уважаемым, умным, щедрым. Где бы я ни была — например, переступая порог ульяновского или нижегородского музея, — слышала о том, какой замечательной была Анэтта Яковлевна. К нам приезжала Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи, и первым делом вспомнила ее. Находясь на этом посту, я хочу сохранить память о том, кому мы обязаны развитием музея, политикой, которая выстроена внутри.

Выставка Самарского художественного музея на ВДНХ

Отважиться на новую должность было очень страшно. Решение я приняла не сразу. Но, ощущая неповторимость этой возможности, стало ясно, что было бы неправильно закрыть новую дверь.

— Сюрпризы ждали?

— Неожиданным было все. В первую очередь разница специфики построения коммуникационной стратегии музея и частной картинной галереи, директором которой я была раньше. Теперь в штате 120 человек. Первые полгода очень боялась ошибиться — ощущала на себе пристальные взоры. И тогда, и теперь чувствую большую ответственность.

— Вы определили для себя задачу максимум: поддержать то, что имеется, или развивать и созидать?

— Я выработала для себя формулу, что музей — это портал между прошлым и будущим. Мы должны сохранять то, что было заложено задолго до нас, и пронести это как можно дальше. Музей для этого обладает значительным потенциалом.

Работать очень интересно. Я пришла в команду профессионалов высокого класса.

1 августа открылась выставка «Великие Маковские». Впервые в своей истории Самарский художественный музей полностью организует проект — от гвоздя до гвоздя. Экспозиция создана на базе нашего великолепного собрания, которое нам осталось от купцов Шихобаловых. Кроме того, смогли привлечь к сотрудничеству художественные музеи из Саратова, Нижнего Новгорода и Ульяновска. Впервые выпустили альбом непосредственно к выставке по примеру крупных столичных музеев. Мы обрели ценный опыт — от зарождения идеи до ее воплощения прошло совсем немного времени. Это сплотило и вдохновило весь коллектив. Мы поняли, что нам по силам самим создавать масштабные и значимые проекты. Эстафету перенимает нижегородский музей — проект обретет новое дыхание.

Интересное за год

— Прошлым летом музей вышел на улицу. Расскажите об этом проекте.

— Я вошла в музей вместе с началом Чемпионата мира по футболу. То, что улица Куйбышева стала на какой-то момент пешеходной, дало повод задуматься о том, что нам тоже не стоит закрываться за стенами. Надо попробовать выйти навстречу нашим гостям. И таким образом — в диалоге — пригласить их в музей. Этот проект мы назвали «Артшаг». На площадке перед музеем проходили спектакли, пленэры, мастер-классы. Мне особенно запомнился «Арт-шаг в авангард». У нас есть потрясающий проект «Музей на кончиках пальцев» — для незрячих и слабовидящих. Работы из авангарда и русской коллекции перенесены в объем. Проект интересен и людям с нормальным зрением — они могут закрыть глаза и оказаться в мире, где нет света. Эти объемные работы мы смогли вынести на улицу. Тут же представили хорошего качества постеры с этими картинами. Здесь же проходила демонстрация моделей на тему творчества Малевича, давал представление театр «Фонарь».

Открытие выставки «Гений ар-деко. Эрте»

Все это было настолько зрелищно, интересно и ярко, что ко мне вновь и вновь обращаются с просьбой организовать нечто подобное. Сейчас планируем совместный проект с РЖД — «Поезд на пленэр». Начинающие и опытные художники из Москвы, Пензы, Ярославля и других городов приедут в Самару. 17 августа они посетят художественный музей, будут заниматься в Струковском саду. А 18-го переправятся по Волге в наш музейно-выставочный комплекс в селе Ширяево, где гостей ждут мастер-классы и масштабный пленэр.

— Можете назвать самый яркий, на ваш взгляд, проект музея за прошедшие 12 месяцев?

— Выставка «Главные герои» на ВДНХ. Павильон «Рабочий и колхозница» был специально переустроен для того, чтобы показать 130 работ из нашей коллекции. Первый этаж занимало русское искусство, второй — восточное, третий — советское и авангард. Это было очень зрелищно. Русская коллекция разместилась в пространстве синих стен, повторяя оттенки по течению реки Волги — от ультрамарина до лазури. В зеленом цвете располагалась коллекция авангарда. А восточная предстала в окружении желто-розового императорского цвета. Между этажами транслировалась история Самары, начиная с момента основания крепости и заканчивая сегодняшним днем.

Москва несколько раз выступала с просьбой о продлении проекта, но мы не имеем возможности долго оставаться без своих знаковых вещей, поэтому пролонгировать смогли ненадолго. В итоге экспозиция гостила почти четыре месяца. По версии некоторых солидных журналов, это стало одним из главных событий февраля в культурной жизни столицы.

Уникальность собрания

— Всегда интересно, как мы выглядим со стороны. Можете сказать, какой образ у нашего художественного музея в культурном пространстве страны?

— Самарский областной художественный музей — один из крупнейших в Поволжье. Такой коллекции Востока точно ни у кого больше нет. Разве что в Эрмитаже. Большой интерес вызывает наша коллекция авангарда. Мы стараемся, чтобы о музее говорили как можно чаще и в превосходной степени. Для этого нужно много работать, быть открытыми для интересных и нестандартных решений, понимая свою роль в межмузейном пространстве.

Открытие выставки «Календарь Pirelli 2018. Тим Уокер»

Любые собрания связаны с именами меценатов, дарителей и собирателей. В нашем городе жила уникальная семья — Шихобаловы. Они переписывались с Репиным, могли позволить себе приобретать лучшие полотна современников, включая работы Маковских, Ярошенко, Нестерова, Поленова. Мы обладаем уникальным собранием. Это не только картины, которые доставались по распределению из Государственного музейного фонда. Шихобаловы создали нам солидный задел коллекции покупкой этих жемчужин лично у художников. Предприниматель Альфред фон Вакано был увлеченным собирателем произведений восточного искусства. В этом уникальность нашего художественного музея. И об этом нужно рассказывать не только жителям других городов, но и самарцам.

У нас очень сильный отдел музейной педагогики. В нем проходит много программ, задача которых состоит не столько в обучении художественному ремеслу, сколько в пробуждении творческого потенциала — как детей, так и их родителей. Суметь выстроить диалог с картинами, чтобы каждое сердце нашло себе в них собеседника. Главное — каждый должен чувствовать себя в музее как дома. Знать коллекцию, общаться с любимой картиной как с живым человеком.

— Что предложит музей самарцам в ближайшее время?

— В этом году обязательно пройдет выставка из собрания Русского музея. В следующем году — Третьяковской галереи. У нас есть совместные планы с еще несколькими музеями, с крупными частными коллекционерами. Идей много, расписываем уже 2022 год. В ближайшее время откроем выставку работ Вячеслава Сухова — роскошного самарского акварелиста. Музей — это и то место, где одаренные местные художники должны иметь возможность показать свое творчество.

Фото: vk.com/artmus_samara

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение