Исторические версииИстория

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 4

На интернет-сайтах, продающих старинные снимки, нередко видишь те, что были сделаны в нашем городе.

Живо откликаясь на новые технические веяния, до революции «русский Чикаго» поражал обилием не только кинозалов, но и фотографических салонов. Новым способом запечатлеть реальность увлекались все — и члены высшего общества, и чиновники, и купцы. И даже самарские художники. Одним из них был Владимир Александрович Михайлов. С фотопортретов на нас глядят его земляки и современники — каждый со своей судьбой и со своей историей. Судьба же самого мастера еще недостаточно изучена. Недавно краевед Людмила Серых нашла в московских архивах фото художника в юности, а также ряд документов, связанных с его семьей и учебой.

Двоечник или отличник?

— В биографии художника и фотографа Михайлова немало противоречий, — отмечает Людмила Серых.

Например, годы учебы. Ученик IV класса Володя Михайлов, по документам, выданным ему в Самарской гимназии в июле 1889 года, вовсе не отличался усердием и любознательностью. Из свидетельства следует: поступив в 1-й класс 16 августа 1883 года, был оставлен на второй год в 1-м, 3-м и 4-м классах и выбыл из 4-го по прошению отца «по домашним обстоятельствам». Гимназист поведение демонстрировал отличное. А вот успехи за 4-й класс: «удовлетворительные» только по арифметике, а «не совсем удовлетворительные» по всем остальным предметам (закону Божию, русскому языку, алгебре, геометрии, истории, географии, греческому, латинскому, немецкому языкам).

Константин Головкин. Фото Владимира Михайлова

— Тем не менее в том же 1889 году талантливый в рисовании сын крестьянина успешно выдержал приемные испытания и был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1898 году, — удивляется Серых. — Молодой человек сумел получить малую серебряную медаль училища. В деле есть недатированная расписка о ее получении.

Семейная хитрость

Кем был отец Михайлова? Ведь сыну крестьянина попасть в гимназию нелегко. Целью реформ известного министра народного просвещения Сергея Уварова значилось «сословное разграничение общего образования». Между тем Московское училище живописи, ваяния и зодчества отличалось демократическим и новаторским подходом к обучению. Там талантливый крестьянский паренек, наоборот, вызвал бы живой интерес членов приемной комиссии.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары


В документальной книге бывшего директора Куйбышевского художественного музея Владимира Володина упомянуто: отец Михайлова — присяжный поверенный. А в научной работе Кирилла Луковкина, опубликованной недавно Ульяновским педагогическим университетом, читаем: «Самарские адвокаты занимались двумя формами юридической практики — правовой защитой по уголовным делам и судебным представительством в делах гражданских. Кроме того, некоторые адвокаты состояли попечителями несостоятельных лиц или обанкротившихся учреждений, играя роль конкурсных управляющих, а также поверенными или юрисконсультами в различных организациях. Например, частный поверенный Александр Михайлов (крестьянин по происхождению) состоял «юрисконсультом при Управлении Оренбургской железной дороги».

Владимир Михайлов был постоянным участником самарских художественных выставок. В основном он стал известен как пейзажист.

Однако в 1905-1907 годах под впечатлением революционных событий он создал несколько жанровых картин. Две из них сразу были занесены жандармским управлением в черные списки. Это «Тихая ночь», хранящаяся в Самарском художественном музее, и «Перед рассветом». Первая показывала, как конные жандармы окружают Пушкинский дом (позднее клуб Революции 1905 года), в котором проводит собрание Самарского Совета депутатов трудящихся большевик Вилонов, вторая — расправу над революционерами.

Цензоры запретили Михайлову не только показывать эти картины на выставке, но и распространять их фотографии.

Фотовизитка меню обеда 13 ноября 1913 года в честь 35-летия Самарского общества взаимного кредита. Автор Владимир Михайлов.

Так вот в чем дело! Отец фотографа поистине выдающаяся личность. Будучи дворовым человеком, он не только смог получить образование, но и стал известным юристом. Его имя можно найти и в других документах — архивных и литературных.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 2


Например, в описании судебных процессов, которые вел молодой самарский помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов. А также в заметках о благоустройстве Самары. Гласный Самарской городской думы А.М. Михайлов защищает от нападок других депутатов Альфреда фон Вакано, задумавшего облагородить холм у городского театра и создать там Пушкинский скверик. По-видимому, справедливый гласный и есть Александр Михайлович Михайлов, отец фотографа.

Фото Владимира Михайлова — студента из архива РГАЛИ

Таким образом, перед нами открывается семейная хитрость. Видимо, чтобы обеспечить поступление своего нерадивого сына гимназиста в столичное училище, предприимчивый отец-адвокат снабдил его своим старым документом, в котором он фигурирует еще в качестве дворового человека при поместье в селе Трех Озер Казанской губернии. Эта уловка послужила тому, что развился подлинный талант юного Володи Михайлова. И он стал одним из первых высокообразованных профессиональных художников нашего города.

Не все идеи воплотили

Вернувшийся в Самару со столичным дипломом Михайлов, ученик Поленова и Коровина, не мог не привлечь внимания своего ровесника — самарского денди Константина Головкина, которому не суждено было получить систематического художественного образования. К ним примкнул и военный Николай Осипов — ученик Айвазовского. Вместе они организовали 24 апреля 1891 года в здании Благородного собрания на улице Дворянской первую выставку картин самарских художников. С тех пор эта выставки стали постоянными. Мало какой из провинциальных городов мог этим похвастаться. В сентябре 1891 года, когда в Самаре поселился крупный мастер живописи Буров, на его квартире было создано художественное общество.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 3


Сам Федор Емельянович стал первым председателем нового объединения. Члены общества старались создать крупную художественную школу в Самаре, добивались ее финансирования властями, устраивали благотворительные аукционы картин. Но их усилия не увенчались успехом. Так же как и идея открыть в нашем городе Дворец наук и искусств, на создание которого Константин Головкин намеревался отдать треть своего капитала. Этому помешала война. Сначала на русско-японскую ушел капитан Николай Осипов. Затем на Первую мировую был мобилизован Владимир Михайлов. Конечным пунктом его воинских дорог стал Харбин, где он и умер в 1955 году. В этом самом русском городе Китая до сих пор помнят нашего земляка. Он расписал там храм российской воинской славы. Но это уже другая история.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение