«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 4

09.08.2019

92

Автор: Татьяна Гриднева

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 4

На интернет-сайтах, продающих старинные снимки, нередко видишь те, что были сделаны в нашем городе.

Живо откликаясь на новые технические веяния, до революции «русский Чикаго» поражал обилием не только кинозалов, но и фотографических салонов. Новым способом запечатлеть реальность увлекались все — и члены высшего общества, и чиновники, и купцы. И даже самарские художники. Одним из них был Владимир Александрович Михайлов. С фотопортретов на нас глядят его земляки и современники — каждый со своей судьбой и со своей историей. Судьба же самого мастера еще недостаточно изучена. Недавно краевед Людмила Серых нашла в московских архивах фото художника в юности, а также ряд документов, связанных с его семьей и учебой.

Двоечник или отличник?

— В биографии художника и фотографа Михайлова немало противоречий, — отмечает Людмила Серых.

Например, годы учебы. Ученик IV класса Володя Михайлов, по документам, выданным ему в Самарской гимназии в июле 1889 года, вовсе не отличался усердием и любознательностью. Из свидетельства следует: поступив в 1-й класс 16 августа 1883 года, был оставлен на второй год в 1-м, 3-м и 4-м классах и выбыл из 4-го по прошению отца «по домашним обстоятельствам». Гимназист поведение демонстрировал отличное. А вот успехи за 4-й класс: «удовлетворительные» только по арифметике, а «не совсем удовлетворительные» по всем остальным предметам (закону Божию, русскому языку, алгебре, геометрии, истории, географии, греческому, латинскому, немецкому языкам).

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 4

Константин Головкин. Фото Владимира Михайлова

— Тем не менее в том же 1889 году талантливый в рисовании сын крестьянина успешно выдержал приемные испытания и был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1898 году, — удивляется Серых. — Молодой человек сумел получить малую серебряную медаль училища. В деле есть недатированная расписка о ее получении.

Семейная хитрость

Кем был отец Михайлова? Ведь сыну крестьянина попасть в гимназию нелегко. Целью реформ известного министра народного просвещения Сергея Уварова значилось «сословное разграничение общего образования». Между тем Московское училище живописи, ваяния и зодчества отличалось демократическим и новаторским подходом к обучению. Там талантливый крестьянский паренек, наоборот, вызвал бы живой интерес членов приемной комиссии.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары


В документальной книге бывшего директора Куйбышевского художественного музея Владимира Володина упомянуто: отец Михайлова — присяжный поверенный. А в научной работе Кирилла Луковкина, опубликованной недавно Ульяновским педагогическим университетом, читаем: «Самарские адвокаты занимались двумя формами юридической практики — правовой защитой по уголовным делам и судебным представительством в делах гражданских. Кроме того, некоторые адвокаты состояли попечителями несостоятельных лиц или обанкротившихся учреждений, играя роль конкурсных управляющих, а также поверенными или юрисконсультами в различных организациях. Например, частный поверенный Александр Михайлов (крестьянин по происхождению) состоял «юрисконсультом при Управлении Оренбургской железной дороги».

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#84af94″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Владимир Михайлов был постоянным участником самарских художественных выставок. В основном он стал известен как пейзажист.

Однако в 1905-1907 годах под впечатлением революционных событий он создал несколько жанровых картин. Две из них сразу были занесены жандармским управлением в черные списки. Это «Тихая ночь», хранящаяся в Самарском художественном музее, и «Перед рассветом». Первая показывала, как конные жандармы окружают Пушкинский дом (позднее клуб Революции 1905 года), в котором проводит собрание Самарского Совета депутатов трудящихся большевик Вилонов, вторая — расправу над революционерами.

Цензоры запретили Михайлову не только показывать эти картины на выставке, но и распространять их фотографии.[/vrezka]

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 4

Фотовизитка меню обеда 13 ноября 1913 года в честь 35-летия Самарского общества взаимного кредита. Автор Владимир Михайлов.

Так вот в чем дело! Отец фотографа поистине выдающаяся личность. Будучи дворовым человеком, он не только смог получить образование, но и стал известным юристом. Его имя можно найти и в других документах — архивных и литературных.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 2


Например, в описании судебных процессов, которые вел молодой самарский помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов. А также в заметках о благоустройстве Самары. Гласный Самарской городской думы А.М. Михайлов защищает от нападок других депутатов Альфреда фон Вакано, задумавшего облагородить холм у городского театра и создать там Пушкинский скверик. По-видимому, справедливый гласный и есть Александр Михайлович Михайлов, отец фотографа.

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 4

Фото Владимира Михайлова — студента из архива РГАЛИ

Таким образом, перед нами открывается семейная хитрость. Видимо, чтобы обеспечить поступление своего нерадивого сына гимназиста в столичное училище, предприимчивый отец-адвокат снабдил его своим старым документом, в котором он фигурирует еще в качестве дворового человека при поместье в селе Трех Озер Казанской губернии. Эта уловка послужила тому, что развился подлинный талант юного Володи Михайлова. И он стал одним из первых высокообразованных профессиональных художников нашего города.

Не все идеи воплотили

Вернувшийся в Самару со столичным дипломом Михайлов, ученик Поленова и Коровина, не мог не привлечь внимания своего ровесника — самарского денди Константина Головкина, которому не суждено было получить систематического художественного образования. К ним примкнул и военный Николай Осипов — ученик Айвазовского. Вместе они организовали 24 апреля 1891 года в здании Благородного собрания на улице Дворянской первую выставку картин самарских художников. С тех пор эта выставки стали постоянными. Мало какой из провинциальных городов мог этим похвастаться. В сентябре 1891 года, когда в Самаре поселился крупный мастер живописи Буров, на его квартире было создано художественное общество.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 3


Сам Федор Емельянович стал первым председателем нового объединения. Члены общества старались создать крупную художественную школу в Самаре, добивались ее финансирования властями, устраивали благотворительные аукционы картин. Но их усилия не увенчались успехом. Так же как и идея открыть в нашем городе Дворец наук и искусств, на создание которого Константин Головкин намеревался отдать треть своего капитала. Этому помешала война. Сначала на русско-японскую ушел капитан Николай Осипов. Затем на Первую мировую был мобилизован Владимир Михайлов. Конечным пунктом его воинских дорог стал Харбин, где он и умер в 1955 году. В этом самом русском городе Китая до сих пор помнят нашего земляка. Он расписал там храм российской воинской славы. Но это уже другая история.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации