Исторические версии

«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 3

На интернет-сайтах, продающих старинные снимки, нередко видишь те, что были сделаны в нашем городе.

Живо откликаясь на новые технические веяния, до революции «русский Чикаго» поражал обилием не только кинозалов, но и фотографических салонов. Новым способом запечатлеть реальность увлекались все — и члены высшего общества, и чиновники, и купцы. И даже самарские художники. Одним из них был Владимир Александрович Михайлов. С фотопортретов на нас глядят его земляки и современники — каждый со своей судьбой и со своей историей. Судьба же самого мастера еще недостаточно изучена. Недавно краевед Людмила Серых нашла в московских архивах фото художника в юности, а также ряд документов, связанных с его семьей и учебой.


«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары. Часть 2


Силами энтузиастов

Действительно, портретное сходство всех персонажей зарисовки Владимира Михайлова, посвященной развеске работ перед городской выставкой, удивительное. Чувствуешь себя причастным к волнующему моменту — художники на пороге встречи со зрителем. Что вернисаж принесет им? Славу или очередной разнос на страницах самарской прессы? Выставка 1912 года — плод многолетней борьбы Константина Головкина, его учителя Федора Бурова, самобытного автора Николая Осипова и Михайлова за создание в
провинциальном купеческом городе культурной среды. И это удалось энтузиастам. Благо, инициатора создания художественного отдела при самарском музее Константина Головкина поддерживал известный купец и коллекционер живописи Сергей Пермяков. Он стал в 1901 году первым директором Самарского
публичного музея. В этой должности Сергей Ефремович пробыл до 1914 года, когда был избран городским головой.

Петр Павлович Головкин. Фото из личного архива Людмилы Серых

Создание культурной среды

Во время недавнего посещения дома Курлиных, где собирались члены городского
фотографического общества, француз Миша Румянцев увидел прекрасный рисунок своего отца, родившегося в 1900 году в Самаре. Тот сделал его в возрасте 14 лет. Гость искренне удивился: откуда у столь молодого человека отличное знание пропорций и композиции? А все дело в той культурной
среде, в которой рос гимназист. Николай Румянцев воспитывался своим дедом, Николаем Цвиленевым, — членом правления фотографического общества, хорошим знакомцем и Михайлова, и Головкина. Первый преподавал рисунок не только в реальном, но и в училище Хардиной. Наконец, у себя в мастерской он организовал частную художественную школу. Многие самарские живописцы по примеру Бурова, давали частные уроки в городе всем желающим. Один из таких Михайлов изобразил на другом своем дружеском шарже. Так что пытливый исследователь может узнать многое о жизни дореволюционной Самары из рисунков нашего героя, которые он по обыкновению подписывал скрипичным ключом.

Головкин и Михайлов также старались познакомить самарцев с новым для них искусством. В 1900 году фотографическим обществом была устроена первая выставка собственных работ. Снимки представили 60 авторов. Выставка работала две недели в доме Никонова на Дворянской (ныне улица Куйбышева). В будущем, по выбору подходящего помещения, предполагалось открыть постоянную выставку.

24 апреля 1991 в здании Благородного собрания на улице Дворянской открылась первая выставка картин самарских художников. Организаторами и устроителями вернисажа выступили Константин Головкин и Николай Осипов. В экспозиции участвовали работы самарских художников: Михайлова, Лундта, Александрова, Ржанова и Ткаченко. Всего экспонировалось 73 произведения.

Поиски в архивах

Из того, что известно о Михайлове, следует: имя его достойно внесения в учебник по краеведению, над которым в настоящее время работает группа самарских педагогов и ученых. Правда, оказалось не все так
просто. Как обнаружила один из разработчиков учебника Людмила Серых, в самарских архивах нет юношеской фотографии нашего героя. Иногда на снимках в посвященных ему биографических статьях явно изображены разные люди. А за фото последовавшего за Михайловым учиться в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества Петра Головкина выдается портрет его среднего брата, Александра. Увлеченная краеведением старший методист центра развития образования решила обратиться в альма-матер обоих самарских деятелей культуры. Она выяснила, что архив училища находится в фонде Российского государственного архива литературы и искусства. По запросу на сайте сотрудник РГАЛИ выслал ей электронной почтой перечень документов в личном деле студента.

— Выбрав по списку необходимое, я получила в электронном виде сканы из личного дела Михайлова, — рассказывает Серых.

— Все было осуществлено довольно оперативно и за разумную плату. Теперь необходима
помощь специалиста по установлению, одно ли и то же лицо запечатлено на разных фотографиях, где Михайлов предстает в разном возрасте.

Сергей Пермяков, директор музея

Загадки биографии

На полученном краеведом из фондов РГАЛИ фотопортрете — юноша добродушного вида в небогатой одежде. И тут возникает вопрос о его происхождении. Согласно утверждению некоторых биографов, Владимир — молодой человек из обеспеченной интеллигентной семьи, сын чиновника. Однако найденное Серых метрическое свидетельство №4541 из личного дела ученика художественного училища Михайлова содержит следующие сведения: «Объявитель сего, Казанской губ. Спасскаго уезда Трех Озерской волости, причисленный к волости из дворовых с.Трех Озер Александр Михайлов, при нем жена Екатерина Леонтьевна 33 лет дети: сыновья: Александр 10, Владимир 8. дочери: Екатерина 11, Александра 6 ½ и Надежда 5 лет, уволен в разные города и селения Российской империи для собственных надобностей, от 17 декабря 1882 г…»

То есть документ однозначно говорит, что будущий художник и фотограф рожден в крестьянской семье.

— В этой (фото) лаборатории (в доме Портнова на улице Москательной) собирается раз в неделю тесный кружок знакомых между собой членов, ведут приятные разговоры за стаканом чая и затем расходятся по домам.

— В Самаре, в помещении «Народного театра» состоялся организованный Самарским фотографическим обществом «проекционный вечер с диапозитивами». Через «волшебный фонарь» собравшимся были показаны фотографические снимки на стекле — «городов, замечательных местностей, интересных видов». В вечере принял участие редактор журнала «Фотографлюбитель» А.М. Лавров, совершавший экскурсию по р. Волге.

— Самарским фотографическим обществом открыты курсы по фотографии «для начинающих». Из сообщений «Самарской газеты» за 1899 год:

Окончание следует
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение