ИсторияЛюди

Участник войны с Японией об истории своей семьи

9 августа 1945 года началась советско-японская война. Мы пообщались с Иваном Ильиным — участником тех боевых действий. В Великую Отечественную войну на фронт ушли 17 его родственников, в том числе отец и старший брат Сергей. Ни того, ни другого наш герой больше никогда не видел.

— Иван Алексеевич, что вы помните о жизни до войны?


— Я родился в 1927 году, в Кутузовском районе Куйбышевской области. Семья была большая, у отца — четверо братьев. Один, самый старший, погиб еще в Первую мировую войну. Его мать — моя бабушка Катерина даже получала за него пенсию, семь рублей. Дед до революции был единоличником. Имел кузницу, несколько лошадей. Потом пришли перемены. И отец, и мать стали работать в колхозе. Мы, дети, тоже помогали: то на прополке, то на уборке сена. Сначала жили в Шиловке, потом переехали в Тимашево. Когда мне пришла повестка в армию, 27 ноября 1944 года, я учился в восьмом классе.

— Куда вас направили?


— Сначала в Сердобск, под Пензу, где я учился на связиста. Потом — в Монголию и Северный Китай: через Малый и Большой Хинган мы дошли до Порт-Артура. Условия были тяжелые: жара, комары, не хватало воды. А мы шли и шли через пустыню Гоби. Помню первый бой, в Маньчжурии. Мы расположились на железнодорожной станции, а японцы стреляли по нам с окрестных сопок. Я должен был провести линию связи между батареями, чтобы командиры могли общаться друг с другом. Задачу выполнил. В армии я прослужил семь лет: стал старшим сержантом, помощником командира взвода. За боевые заслуги удостоен медали Жукова, ордена Сталина, юбилейных медалей.

mil.ru

— Как сложилась ваша жизнь в мирное время?


— В 1951 году, демобилизовавшись, вернулся в родной поселок Тимашево. Перебрался в Куйбышев, хотел работать на железной дороге. Потом узнал, что в ТТУ набирают людей на курсы водителей троллейбуса. А я до этого на троллейбусе даже и не катался ни разу. Думаю, интересно.

Вот так с 17 сентября 1951 года и на долгие годы моя жизнь оказалась связана с трамвайно-троллейбусным управлением. Тогда депо на Чкалова только начали строить. На его месте стояла лишь будка, где машины проходили техосмотр, сама станция находилась на железнодорожном вокзале. Я работал на единственном тогда маршруте №1, соединявшем вокзал с площадью Революции. Водителем я был 22 года. С 1-го маршрута пересел на 2-й — возил пассажиров с площади Революции до Фабрики-кухни. В 1971 году был назначен начальником маршрута №6. Потом трудился начальником цеха эксплуатации, наставником молодых водителей.

Я благодарен ТТУ не только за годы интересной работы. Здесь я нашел свою вторую половину. Супруга, Любовь Ивановна, работала кондуктором. Мы поженились и прожили вместе 41 год. Вырастили замечательную дочь Ирину. Она окончила филологический факультет и работала в педагогическом институте, защитила кандидатскую диссертацию.

— Я знаю, что вместе с дочерью вы провели большую поисковую работу. Вам удалось выяснить боевой путь своих родных?


— Сейчас мы много знаем. Брат Сергей родился в 1922 году и прямо перед войной ушел в армию. До этого он работал в Куйбышеве, на железной дороге. Из единственного сохранившегося его письма мы поняли, что отправили его в Белоруссию. В начале войны царила неразбериха. Новобранцы были одеты в то, что успели схватить на складе, с оружием обращаться не умели. Брат сразу был ранен, попал в госпиталь в Ленинграде. Поправившись, воевал на Первом Украинском фронте. Мы получили на него две похоронки. А Сергей вернулся, очень больной после ранений.

mil.ru

Мама, чтобы поправить его здоровье, продала все что было, купила корову. Поехал он за сеном для нее. Сел в кузов, а машина перевернулась. Брат погиб дома, пройдя почти всю войну. Я тогда уже был в армии. Так мы и не встретились. 9 мая этого года дочь нашла в архивах некоторые подробности его службы. Под деревней Юшки Киевской области он, будучи командиром отделения, участвовал в форсировании Днепра и был награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе говорится: «Проявил смелость и отвагу, первым ворвался в населенный пункт». Его имя дважды упоминается в донесениях о безвозвратных потерях — отсюда и похоронки.

И отец с фронта не вернулся. В 1942 году пришло известие о его смерти. Как и где он погиб, мы долгое время не знали. Мама от горя тогда практически ослепла, различала только свет и тень.

— Папину судьбу тоже выяснили?


— Теперь да. Для меня это было очень важно. С мыслью об отце я ложился и вставал. Думал: неужели никогда не узнаю, как он погиб? Его призвали в самом начале войны, в августе 1941-го. Воевал он где-то под Москвой. Отморозил ноги и писал жене, что, возможно, ему отнимут часть стопы и он вернется домой. Но этого не случилось. Он продолжил воевать, судя по последнему письму, на Калининском фронте. С августа 1942 года новостей от него больше не было. Вскоре нам пришло сообщение, что Ильин Алексей Степанович пропал без вести.

mil.ru

Ирина выяснила, что погиб он на станции Назимово-Октябрьской железной дороги. Она ездила в Псковскую область, под Великие Луки, даже говорила с женщиной, которая была свидетелем тех событий. Дочь привезла мне видео их беседы. Во время войны та женщина, будучи еще 16-летней девчонкой, работала дежурной по станции. На состав налетели три «Мессершмитта», все разбомбили. Убитых хоронили прямо под насыпью, а потом перенесли в братскую могилу. Там стоит обелиск, на нем, в числе прочих погибших, имя моего отца, Алексея Степановича Ильина.

Фото обложки: mil.ru

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение