КультураЧто смотреть в театрах

Спектакли о войне на самарской сцене

Что предложат зрителю "СамАрт", "Камерная сцена" и "Самарская площадь"

Вопрос «Что можно посмотреть?» театралы слышат очень часто. Как на него ответить?

И начинается исследование вкусов и интересов: «Вы любите комедии или драмы? Классику или современные пьесы? Вам обязательно наличие бархатных портьер? Деревянные лавки не смутят?».

Каждый спектакль по-своему интересен. И только со временем становится понятно, какое место он займет в едином городском репертуаре. Попытка исследовать эту «сценическую карту» — в новом проекте «Самарской газеты», посвященном Году театра.

Любая симпатия-антипатия — дело сугубо индивидуальное. Поэтому рекомендации и советы относительно того, что и где посмотреть, не истина в последней инстанции, а мнение отдельно взятого человека. В шестой публикации проекта — спектакли о Великой Отечественной войне.

Оставшаяся с советских времен в некоторых театрах традиция ставить спектакли к дате, влияет и на появление постановок к 9 Мая. В этом материале те из них, которые нельзя назвать «проходными» и «по случаю», и которые заслуживают внимания.

Книга про бойца

В следующем году исполнится 15 лет, как в театре «СамАрт» с неизменным аншлагом идет спектакль «Василий Теркин». В постановке Александра Кузина занята почти вся труппа. Только заглавного героя исполняют попеременно несколько актеров.

Самартовский «Теркин» развивается энергично и стремительно — как и сама бессмертная поэма Александра Твардовского. Актеры за почти три пятилетки не растеряли ни эмоциональной наполненности образов, ни слаженности ансамбля. Они с удовольствием купаются в рубленых и стройных поэтических строках произведения и щедро делятся его юмором и лиризмом со зрителями.

К сожалению, одного из главных достоинств — стихов в исполнении Василия Чернова, голос которого знаком каждому самарцу по массовым городским мероприятиям — спектакль лишился в связи с кончиной актера в этом году.

Подлинную атмосферу времени дополняют музыка 30-40-х годов и материалы кинохроники времен Великой Отечественной войны. Световая палитра создана великим художником по свету, заслуженным работником культуры РФ Евгением Ганзбургом.

Анна и другие

Совсем другой в тематическом и эмоциональном плане самартовский спектакль «Анна Франк».

Дневник девочки — известный во всем мире документальный памятник жертвам нацизма — лег в основу пьесы Аси Волошиной. Режиссер Екатерина Гороховская выводит на сцену трогательную героиню в исполнении Марины Щетининой в милом желтом платьице. Анна (а это она) рассказывает счастливую историю своей жизни — она стала писательницей, у нее любимый муж и одна — нет две — дочери. Только вот одно но. Жизни этой не было.

…Семья Франков и их друзья прячутся в убежище, предусмотрительно сделанном главой фамилии над конторой. Художник София Матвеева за счет скромной обстановки помещения (стол, стулья, тумбочка, лежаки) привлекает внимание к главному — полу. Он состоит из десятков пар старой обуви. Персонажи, с трудом передвигаясь по ним, становятся проекцией сотен, тысяч, миллионов других людей, а история поднимается до обобщения.

Костюмы персонажей также неброские. Все одеты очень скромно. В серых и коричневых тонах. Тем ярче «сияют» желтые звезды, нашитые на пальто. Герои не избавятся от них даже в убежище.

Бытовые конфликты поначалу выглядят даже мило. Но вредные привычки — не то, что можно себе позволить в убежище. Это приводит к постоянным стычкам, и у каждого в итоге проявляются все скрытые худшие качества характера.

Ухудшаются и условия жизни. Постепенно исчезают развешенные на крючках пальто. Это объяснится чуть позже — когда шубу Августы будет решено также выменять на продукты. Все эти конфликты и трудности завершатся неожиданно и просто. Сценическое пространство, в котором существуют персонажи, «люди в черном» сложат как коробочку.

После расставания

«Возвращение» театра «Камерная сцена» — это очень необычный спектакль о войне. Проблематика на первый взгляд неясна. Муж (Руслан Бузин) возвращается к жене с войны. Живой, здоровый, целый и невредимый. Дома его ждут супруга-красавица (Ольга Базанова), двое ребятишек (Петруша и Настя) — тоже вполне здоровые. Сын ведет себя как старик. Жадный, ворчливый, грубый. Взял всю власть в доме, ругается на младшую сестру, на мать. На отца смотрит недоверчиво. То ли отвык, то ли злится, что тот не привез трофейного добра, кроме патефона, то ли завидует военной пайке капитана Иванова, которому не приходилось экономить хлеб и дрова. Младшая папу не узнала, конечно — ей годик был, когда он уехал. Так и встретили отца-героя.

Четырехлетнее расставание не проходит даром. Каждому из супругов хочется любви и тепла. Просто чтобы не зачерстветь окончательно, не отмереть внутри. Но что-то выстраивает между любящими людьми стену непонимания. Разрушать ее у Любы нет сил, а у него желания — он уходит. И только сын Петруша и дочь Настя, мудрые в своей детской бестолковости и нежелании мириться с дезертирством отца, прошибают ее с разбегу.

Достоверно о пережитом

В спектакле «Красное вино победы» театра «Самарская площадь», поставленном Евгением Дробышевым к 70-летию знаменательной даты, нет сражений и взрывов. На сцене — мирный госпиталь (такой же, наверное, был в Куйбышеве) и его пациенты. Осколками войны темнеют они на белоснежных койках, лишенные кто возможности передвигаться, кто — рук, а кто и жизни…

В автобиографическом рассказе Евгений Носов повествует о пережитом без пафоса и трагизма, честно и достоверно. Каково это — быть унесенным с поля сражения за несколько недель, дней, мгновений до победного конца войны, к которому сквозь снаряды, грязь и страх ты продирался несколько лет.

Постановщик дает работу всем органам чувств, что оказывает сильное воздействие на эмоции. Мы слышим «Вставай, страна огромная!», и это пробирает до костей. Чувствуем запах лекарств и морщимся от воспоминаний о больничных койках. Видим, алеющее красное вино на фоне белоснежной палаты и понимаем, какой кровавой ценой дался нашей стране праздник Победы.

Без грохота сражений

Одним из самых гармоничных и филигранно сделанных спектаклей из репертуара молодежного драматического театра «Мастерская» можно назвать «Саня, Ваня, с ними Римас». Пьеса Владимира Гуркина, известного широкой публике по произведению «Любовь и голуби», рассказывает о войне, не показывая ее. Публика видит героев перед отправкой на фронт (сражения есть, но очень-очень далеко) и через несколько лет после победы.

Умный, тонкий, с легкими вкраплениями юмора и трогательных сцен текст современного драматурга. Слаженный актерский ансамбль — проведя бок о бок четыре года, вчерашние студенты Самарского института культуры отлично справляются с задачей улавливания малейших перемен в эмоциях друг друга. Но больше всего поражает внутренняя наполненность этих юных артистов, способных передать мысли и чувства взрослых, прошедших войну.

Режиссер-постановщик Ирина Сидоренко — еще и руководитель курса, на котором учились актеры. Может быть, этим объясняется то, как мастерски она подобрала исполнителей на сложные роли и как начинающим артистам удается воплощать многослойные и неоднозначные образы.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение