Своими глазами

Своими глазами: музей автомобильного пассажирского транспорта

Где можно увидеть прародителя современной ГЛОНАСС и советский аналог бескондукторной оплаты проезда.

С чего все начиналось

Музей автомобильного пассажирского транспорта в Самаре открыли в 2004 году. Он находится на территории Автобусного парка №1 на улице Мориса Тореза, 67А.

Первым директором музея был заслуженный работник пассажирского транспорта России Александр Фёдорович Авдеенко. В 2016 году экспозиция переехала на территорию бывшего автобусного парка № 5 на улице Пугачевской, 73А, где и работает сейчас.

Сейчас музеем занимается Алексей Перезнатнов, который увлекается историей пассажирского транспорта в Самаре. Благодаря ему экспозиция пополняется новыми экспонатами. Музей занимает помещение актового зала на четвертом этаже административного корпуса «Самара Авто Газ».

Считается, что первые автобусы в Самаре появились в 1934 году. Это не совсем так. По словам Алексея Перезнатнова, в немногочисленных сохранившихся архивных записях можно найти информацию о том, что самые первые маршруты в Самаре запустили в 1925 году. В это время уже действовали междугородние рейсы в Пугачев, Мелекесс (Димитровград) и Серноводск. Людей перевозили на грузовиках. Для этого в кузов ставили лавки.

Об экспозиции

Большую часть экспозиции музея составляют архивные фотографии.

В 1967 году на пересечении улиц Авроры и Аэродромной построили здание Автостанции «Аврора». Оно просуществовало до 2010 года. Сейчас отстойно-разворотная площадка находится внутри ТЦ. На первом этаже парковки со стороны Авроры.

Есть уголок с наградами, дипломами с различных конкурсов по профмастерству. Также можно ознакомиться со специальной литературой по подвижному составу самарского автопарка. Одна из книг посвящена автобусу ЛиАЗ-677, который в народе называли «луноход».

Отдельный стеллаж — с водительской формой разных лет. К примеру, есть парадная форма водителя 70-х годов. Ее надевали в праздники. Постоянной эта униформа была у водителей фирменных автобусов. Например у тех, кто работал на маршруте №137. Он ездил в аэропорт.

Посетители музея могут почитать книгу отзывов и предложений. Отзывы в них оставляли также пассажиры фирменных автобусов.

Центральное место в музее занимает настоящий тренажер водителя. На нем сдавали экзамены во время переподготовки.

Ниже — фото автобуса, оборудованного автоматизированной системой изучения пассажиропотока  «Аэлита». В машинах стояли специальные датчики, которые учитывали количество вошедших пассажиров.

А это приемопередатчик автоматизированной системы диспетчерского управления автобусами АСДУ-А. Принцип его работы был таков: на остановках были установлены специальные метки-«маяки». Когда автобус подъезжал, метка срабатывала и отметка шла в центральную диспетчерскую. Систему АСДУ-А можно назвать прародителем современной ГЛОНАСС.

Касса. Чтобы получить билет, необходимо было кинуть монетку в монетоприемник. Талончик «выползал» из кассы при повороте ручки. Советский аналог бескондукторной оплаты проезда.

Среди экспонатов музея — билеты, компостеры с помощью которых пробивали билеты, месячные сезонки. Для изготовления последних применяли специальные технологии, чтобы защитить от подделок.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение