Старейший работник ДК «Нефтяник»: «В 50-е годы был популярен блат-шансон»

16.04.2019

51

Автор: Ева Скатина

Старейший работник ДК «Нефтяник»: "В 50-е годы был популярен блат-шансон"

Юрий Обухов работает во Дворце культуры «Нефтяник» уже около полувека. Начинал как участник самодеятельных коллективов, которые играли на танцплощадках. Во время перестройки руководил вокальными ансамблями «Колибри», «Аквамарин», «Меридиан» — неоднократными победителями городских и районных конкурсов и фестивалей. А сегодня, уже в новом коллективе, Обухов собрал три поколения музыкантов-любителей.

Первая гитара

— Куйбышевский — мой район, — рассказывает Юрий Алексеевич. — Я вырос в Засамарской слободе, окончил 57-ю школу. И даже когда переехал в центр города, связь с родными местами не потерял. Ведь здесь продолжали жить мои мама, сестра и брат.

Обухов играет на нескольких музыкальных инструментах: гитара, контрабас, балалайка, аккордеон, труба. Считает себя самоучкой. Возможности окончить музыкальную школу не было — отец рано умер, мать поднимала четверых детей одна.

Первым инструментом Юры стала семиструнная гитара — шестиструнных в те годы не знали. Играл то, что слышал по радио, во дворе, от родственников на посиделках.

— В 40-50-х годах народ пел простые песенки. Например, «Все васильки, васильки, много мелькает их в поле». Или «Соколовский хор у «Яра», — вспоминает музыкант. — И блат-шансон был популярен. Помню, «холодный» 1953-й год, мне тогда было восемь лет. Расположившись на бугорке, вернувшийся из отсидки дядя Коля, дядя моего друга детства, пел нам, пацанам: «Я помню тот Ванинский порт, и крик парохода угрюмый, как шли мы по трапу на борт, в холодные, мрачные трюмы».

С нотами Юрий познакомился, уже учась в шестом классе. В то время он занимался в ансамбле балалаечников при клубе имени Дзержинского.

— Одновременно посещал секцию самбо, которой руководил заслуженный тренер РСФСР Николай Петров. Но в конечном счете главным увлечением стала музыка.

Мы из джаза

В 1962 году, после неудачной попытки поступить в строительный институт, Юрий устроился на долотный завод слесарем по настройке индикаторов.

— При заводе был большой эстрадный оркестр, который гремел на весь Куйбышев, и я стал одним из его музыкантов, — рассказывает Обухов. — В его составе — четыре тромбона, трубы и саксофона, контрабас, гитара, барабаны, а играли на них инженеры, токарь, электрик, слесарь. В течение трех лет руководил оркестром член Союза композиторов СССР Анатолий Мотов. Наряду с советской эстрадой мы играли модный тогда джаз.

Коллектив был частым гостем на мероприятиях ДК «Нефтяник». Там был свой прекрасный духовой оркестр, но молодежь хотела танцевать под современные ритмы.

— В «Нефтянике» тогда работали многие будущие мэтры, деятели искусств, получившие известность в масштабе города и даже страны, — вспоминает музыкант. — Среди них — создатель оркестра народных инструментов «Виртуозы Самары» профессор Евгений Лакирев, руководитель хоров Юрий Брендэс.Старейший работник ДК «Нефтяник»: "В 50-е годы был популярен блат-шансон"

В это же время Обухов с другими музыкантами организовали свой вокально-инструментальный ансамбль, в состав которого вошли работники КНПЗ, а также военные, служившие в местных частях. Они играли на танцах, причем круглый год. В холодное время — в зале на четвертом этаже Дворца культуры, летом — на танцплощадке перед ДК «Строитель» на улице Калининградской. — Зимой в зале собиралось до 700 человек, летом, на открытой площадке, еще больше, — вспоминает Обухов.

Время рока

В 1964-м Юрий ушел в армию, попал в Закавказский военный округ. Службу проходил в Азербайджане, в Первом ленкоранском ансамбле погранвойск. Демобилизовавшись, окончательно решил связать свою жизнь с искусством, начал работать штатным музыкантом ДК «Нефтяник».

В середине 60-х в СССР попали записи ливерпульской четверки, началась эпоха битломании. Ансамбль, где играл Обухов, также не обошла стороной музыкальная лихорадка.

— Я перешел на шестиструнную гитару как у «Битлз», волосы такие же отрастил, — вспоминает музыкант. — В это время в нашем коллективе появился клавишник из Москвы Эдик Башкиров, он пел на английском языке. А сам я талантливо имитировал польский, болгарский, чешский языки: в соцлагере имелись свои замечательные рок-группы, например польская «Червоны гитары».

Музыканты играли рок полулегально и имели бешеный успех. На выступлениях ВИА КНПЗ собиралась молодежь со всего Куйбышева. Приезжали на них посмотреть и сделать магнитофонную запись представители городского молодежного клуба «ГМК-62».

Ансамбль много гастролировал, играл в Сызрани, Новокуйбышевске, Нефтегорске, Чапаевске, на волжских турбазах. Со временем в коллективе появились солистки, многие из них потом стали ресторанными певицами. Юрий Алексеевич и сам параллельно работал в ресторанах. А еще в 1972 году он окончил музыкальное училище по классу контрабаса.

Возвращение в ДК

Музыкант говорит: он всегда шел навстречу новому, но судьба снова возвращала в родной ДК.

— Мне довелось наблюдать грустную картину: с каждым годом на танцплощадках собиралось все меньше людей, — отмечает Обухов. — К 1982 году они практически опустели. Уже тогда я начал отходить от ВИА.

Юрий стал вести класс гитары и вокала в школе искусств Куйбышевского района. В 90-е он создал для своих учеников ансамбли «Колибри», «Каприз», «Улыбка». Вернулся в ДК «Нефтяник» в 1997 году. Сегодня Обухов, несмотря на солидный возраст, продолжает заниматься любимым делом.

— Я являюсь руководителем ВИА «В кругу друзей», где собрались музыканты разных поколений. Моих ровесников в коллективе трое. Кроме меня это саксофонист Валерий Шиханов и клавишник Александр Финогентов, — продолжает Обухов.

Счастливо сложилась семейная жизнь. Жена, Валентина Владимировна, также связана с музыкой. Ее меццо-сопрано звучало в самарской филармонии и в театре оперы и балета. Сын работал в УВД, сегодня он капитан запаса, подарил деду двух замечательных внуков.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации