Неудачи советской «лунной программы»

27.01.2019

213

Автор: Марина Гринева

Неудачи советской «лунной программы»

Исполняется полвека советской «лунной программе» освоения космоса.

Это был проект, грандиозный по замыслу. О программе уже немало написано, но до сих пор звучат вопросы: почему многое не получилось, почему кампания была свернута. Сегодня мы рассказываем о событиях 50-летней давности по воспоминаниям их участников, которые представлены в книге «Незабываемые космические программы», выпущенной в ЦСКБ «Прогресс» (ныне РКЦ «Прогресс»).

Неудачи советской «лунной программы»

Генеральная задача: догнать и перегнать США

В июне 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №715-296, которое стало первой попыткой утвердить программу развития космонавтики в виде семилетнего плана. В опытном конструкторском бюро (ОКБ-1) сразу же начали работать над созданием космического комплекса для обеспечения полета человека на Луну. Уже на стадии проектирования стало очевидно, что головным исполнителем по изготовлению лунной ракеты должен быть куйбышевский завод «Прогресс». Это было единственное предприятие в стране, серийно выпускающее ракеты-носители, имеющее необходимую производственную базу и квалифицированный кадровый состав.

Эскизный проект лунной ракеты Н-1 был утвержден генеральным конструктором Сергеем Королевым уже в мае 1962 года. Для нового носителя определили масштабные задачи: выведение тяжелых космических аппаратов на орбиту Земли и высокие орбиты для изучения различных явлений. В том числе — физических условий на ближайших планетах — Марсе, Венере, а также на Луне. В проекте были также обозначены этапы дальнейшего освоения космоса: облет спутника Земли с экипажем из двух-трех космонавтов, вывод аппарата на его орбиту. И конечно, высадка человека на Луну.

В конце 1964 года в ОКБ-1 был разработан авангардный проект ракетно-космического комплекса Н1-Л3. Он предназначался для высадки одного космонавта на поверхность Луны с последующим возвращением на Землю. В ведомственных изданиях сегодня можно найти самые подробные технические разъяснения с чертежами на тему того, как должен был работать этот комплекс. Но тогда, само собой, все материалы строго засекретили. Ведь перед участниками программы поставили задачу опередить главного космического конкурента — США. Тогда засекретили даже названия предприятий-исполнителей, «Прогресс» стал п/я М-5836, куйбышевский филиал ЦКБЭМ (ныне РКК «Энергия» имени С.П. Королева) — Г-4213, филиал завода «Прогресс» на Байконуре — Р-6514.

Сотни специалистов включились в грандиозную работу, ведь в состав лунного комплекса входили три многодвигательных ракетных блока, несколько отсеков, двигательная установка, каркасные отсеки, топливные баки, электросистемы, трубопроводы, тысячи комплектующих, бортовая аппаратура, датчики… Размеры лунной ракеты требовали новых технологий по сварке, новых методов испытаний, новых материалов. Многое отрабатывали буквально по ходу, «с колес». Подлинники конструкторской документации, которые приходили на «Прогресс» с головного предприятия ЦКБЭМ, по воспоминаниям специалистов тех лет, оказывались довольно «сырыми». В итоге было много замечаний, которые старались исправлять конструкторы и инженерная служба завода. Но, при всех трудностях, работа шла, приближаясь к самому волнующему этапу — запуску лунной ракеты.

Неудачи советской «лунной программы»

Первый пуск. В никуда

Пятьдесят лет назад, 21 февраля 1969 года, в 12 часов 18 минут 07 секунд «…ракета вздрогнула и начала подъем… Через десяток секунд грохот двигателей удалился. Началась вторая минута полета. И вдруг факел погас… Это была 69-я секунда полета. Горящая ракета удалялась без факела двигателей. Под небольшим углом к горизонту она еще двигалась вверх, потом наклонилась и, оставляя дымный шлейф, не разваливаясь, начала падать…». Так описывает первый старт первой советской лунной ракеты ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева Борис Черток. Н-1 №3Л упала в 52 км от космодрома.

Аварийная комиссия пришла к выводу, что выключение двух двигателей на старте и остальных на 69-й секунде произошло по команде системы контроля работы двигателей (КОРД). КОРД выключил на старте два двигателя — №12 и №24, а остальные прекратили работу потому, что в хвостовом отсеке возник пожар из-за лопнувшего трубопровода замера давления. Поврежденная изоляция кабелей привела к ложному сигналу на КОРД. Из-за этого система выключила остальные двигатели.

Второй пуск. Вновь аварийный

Ошибки тоже полезны, если не брать во внимание огромных экономических потерь. Первый пуск, несмотря ни на что, подтвердил правильность выбранных динамических схем и множества других параметров. После доработок изделия №5Л было принято решение произвести запуск 3 июля 1969 года.

Авария Н-1 №5Л была очень тяжелой: на 23 секунде ракета, немного поднявшись на землей, осела на стартовый стол. Взрыв был такой силы, что отдельные части оказались отброшенными на несколько километров. В жилом городке в шести километрах от космодрома в домах выбило окна и двери. Аварийная комиссия назвала причиной ЧП попадание постороннего предмета в двигатель №8 блока А.

Неудачи советской «лунной программы»

Не сдаемся, продолжение следует

27 июня 1971 года третья машина — №6Л — ушла со старта. Но уже на 10 секунде она стала закручиваться вокруг своей оси, а на 48-й началось ее разрушение. Наиболее вероятная причина аварии — потеря управляемости по крену.

Вновь работа над ошибками. Четвертый старт назначен на 23 ноября 1972 года. Тот полет длился 106,93 секунды. И вновь авария. По вердикту комиссии — из-за разрушения насоса окислителя двигателя №4.

В 1973-м на предприятиях и на космодроме шла подготовка к пуску ракеты №8Л с новыми двигателями. Старт был намечен на четвертый квартал 1974 года. Ракета претерпела значительные изменения, специалисты очень надеялись на безаварийный пуск. Но новый руководитель ЦКБЭМ (позже НПО «Энергия») Валентин Глушко, назначенный в мае 1974-го, своим приказом прекратил все работы по комплексу Н1-Л3. Причины? Их называют несколько. Во-первых, неудачи наших запусков. Во-вторых, в освоении лунной дороги США оказались впереди, и мы в любом случае упустили возможное преимущество. В-третьих, бюджет не тянул огромных финансовых расходов. В-четвертых, появилась новая тема по созданию многоразовых космических систем, и силы решено было бросить именно на нее. Вроде бы логично. Но сегодня все интересующиеся космосом задают параллельный вопрос: почему и у США, где лунная программа шла довольно успешно, со временем она также была свернута? Есть ли в этом некая «лунная тайна»?

Чтобы помнили

— Да, та первая «лунная программа» оказалась большим испытанием для отечественного ракетостроения, но и большой школой, — считает ветеран отрасли Владимир Глот, который с 1964 года работал в головном конструкторском бюро Дмитрия Козлова, присутствовал на третьем пуске Н-1 на Байконуре. — 30 лет назад в стране состоялся успешный запуск многоразовой космической системы «Энергия Буран», которая вобрала в себя опыт предыдущих программ, в том числе лунной. Сегодня нам надо помнить об этом, о людях, которые совершали научные, производственные прорывы.

Владимир Борисович пишет воспоминания о тех годах. И предлагает: на памятнике «Бурану» около Самарского университета обязательно надо установить табличку с информацией об этой программе, с перечнем людей, которые над ней работали. Конечно, отдельного монумента «лунной программе» у нас нет, и вряд ли будет. Но ведь над «Бураном» работали многие из тех, кто ранее готовил запуски к Луне. Это была наша история, и нельзя вычеркивать ее из памяти.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации