О взаимосвязи образовательных организаций с работодателями говорили эксперты
Участники круглого стола "СГ"
Ян Талбацкий,
И. О. РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Лилия Калачева,
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «ЕПК САМАРА»
Ольга Борщова,
НАЧАЛЬНИК ОДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОАО «ЕПК САМАРА»
Сергей Савик,
НАЧАЛЬНИК БЮРО ОТДЕЛА КАДРОВ АО «РКЦ «ПРОГРЕСС»
Светлана Александрова,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦЕНТРА (УПЦ) ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА»
Елена Тюлякова,
КОНСУЛЬТАНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Татьяна Четверикова,
РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЦПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Екатерина Петропавловская,
СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ЦПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Наталья Овсянкина,
МЕТОДИСТ ОТДЕЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ЦПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Формирование кадрового потенциала на предприятиях Самары и губернии — вопрос крайне важный для развития региона. Его можно рассматривать как глобально, оценивая общие показатели по отраслям или крупным предприятиям, так и относительно каждого отдельного выпускника вуза, техникума или лицея, каждого абитуриента, стоящего на пороге выбора своего будущего.
15 апреля в пресс-центре «Самарской газеты» на круглом столе собрались эксперты, чтобы обсудить проблему нехватки специалистов рабочих и инженерных специальностей на предприятиях города и области.
— Как складывается ситуация с рабочими кадрами в Самаре и области на сегодняшний день?
Ян Талбацкий: Если говорить в целом, то в последнее время год от года количество заявляемых предприятиями вакансий для рабочих растет на 1-2%. При этом доля рабочих в структуре безработных уменьшается на те же 1-2% в год. По служащим мы имеем обратную картину. Обобщенно количество заявленных вакансий в службе занятости — около 74% — для представителей рабочих специальностей. Предприятиям в основном требуются рабочие массовых специальностей — токари, слесари, монтажники, бетонщики, арматурщики, облицовщики. Из числа инженеров по отдельным областям наблюдается переизбыток специалистов, а по другим — дефицит. Одна из причин профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда области — культ высшего образования, нередко формируемый у выпускников под влиянием родителей. Поэтому популяризация технических и рабочих специальностей является сегодня одной из приоритетных задач министерства труда, занятости и миграционной политики. Так, для решения данного вопроса ежегодно проводится акция «Старт в профессию», в рамках которой проходят такие мероприятия, как «День выпускника», «Ярмарка профессий». Недавно в Самаре завершился полуфинал Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, который как раз призван привлечь внимание к рабочим профессиям у молодого поколения на мировом уровне.
Татьяна Четверикова: Культ высшего образования, на мой взгляд, все равно останется. Попадание детей под влияние взрослых тоже всегда было и будет, поэтому в нашей работе мы ориентируемся не только на школьников, но и на родителей. Что касается конкретных методов и приемов работы ЦПО — мы работаем и индивидуально, и в группах. Конечно, приставить персонального профконсультанта к каждому школьнику невозможно, поэтому больше используются массовые мероприятия. Дважды в год министерство образования и науки Самарской области проводит региональные профориентационные акции — это «Апрельские встречи», когда в течение месяца школьники с родителями и педагогами на базе учреждений СПО встречаются с работодателями. Такой формат обеспечивает ту необходимую связь между получаемым образованием и планируемым местом работы. Без работодателя все наши усилия тщетны. Вторая акция — Неделя труда «Семь шагов к профессии». В ее рамках в течение недели школьники по всей области встречаются с носителями различных профессий. И снова первую роль здесь играют работодатели. Кроме того, мы постоянно проводим ярмарки учебных мест, ярмарки профессий, дни профессий и массу других по форме мероприятий.
— Как предприятия пытаются решить проблему нехватки кадров?
Лилия Калачева: Ведется комплексная работа по привлечению молодых специалистов. В ней задействованы СМИ, Интернет, соцсети, ярмарки вакансий, а также встречи в университетах, техникумах. Нам нужны активные люди, готовые работать засучив рукава. Многие наши сотрудники, которые сейчас занимают должности руководителей цехов и отделов, пришли к нам сразу после окончания учебного заведения, некоторые начинали с рабочих профессий у станка. Мы много внимания уделяем их обучению, на предприятии существует система наставничества, проверенная временем. Мы развиваем и обучаем специалистов как в процессе работы, так и направляя их на обучение. Таким образом, мы растим кадры внутри компании.
Сергей Савик: Наряду с вышеперечисленными коллегой мерами поддержки и стимулирования молодых специалистов мы заключаем договоры с учебными учреждениями среднего и высшего профобразования, также практикуются целевые направления. Также в отделе подготовки кадров АО «РКЦ «Прогресс» мы обучаем выпускников в течение трех — шести месяцев с выплатой стипендии и присвоением разряда. После этого молодой сотрудник должен отработать на предприятии не менее двух лет. Не секрет, что материальная заинтересованность и стабильность — лучший стимул для работника, поэтому спустя этот обязательный срок многие с удовольствием остаются.
Екатерина Петропавловская: Что раньше держало людей на заводах? Социальные гарантии, достойная зарплата, возможность получения жилья в перспективе, для жителей из сельской местности — возможность перебраться в город. Сегодня многое изменилось, соответственно, либо работодатель подстраивается под потребности современной молодежи, либо он остается с теми кадрами, которые есть на рынке, но часто не устраивают работодателя.
Светлана Александрова: Важную роль играют социальная стабильность и социальные гарантии, которые может предоставить сотруднику крупное предприятие. Даже если зарплата невысокая, но выплачивается регулярно, это огромный стимул задержаться. Плюс к этому — различные премии, соцпакет, дополнительная медицинская страховка, частичная оплата ипотечного кредита за счет предприятия. В числе других мер стабилизации кадрового вопроса — профильные классы при школах, в которых с ребятами занимаются преподаватели вузов, целевая подготовка студентов — только в этом году наше предприятие планирует направить в вузы 17 школьников.
— Как же повысить интерес к рабочим профессиям у молодежи?
Ян Талбацкий: Большую роль в популяризации рабочих профессий могут играть СМИ и масс-медиа. Какие образцы сегодня дает массовая культура? Финансисты, экономисты, юристы, но не технологи, слесари и токари.
Ольга Борщова: Молодежь нацелена на быстрый карьерный рост. И успешные промышленные предприятия сегодня являются мощными «карьерными лифтами». На «ЕПК Самара» средний возраст руководителей среднего звена близок к 30-35 годам. Школьников на профориен-тационных встречах очень впечатляет, когда перед ними выступает главный технолог завода, которому 30 лет. В советские времена это было возможно только в солидном возрасте, на закате своей профессиональной деятельности. Такие живые примеры очень вдохновляют ребят, пробуждают интерес к профессиям, связанным с реальным производством.
— Может быть, дети просто не понимают, о чем идет речь, когда разговор заходит о работе на промышленном предприятии?
Светлана Александрова: Раньше в школе были уроки труда, где дети учились что-то делать руками, осваивали вполне конкретные навыки. Сегодня эта практика минимизирована. Техникумы и колледжи не обладают достаточной материально-технической базой для полноценной подготовки кадров. Но на нашем предприятии есть учебно-производственный центр с хорошей материальной базой, где мы обучаем профессиям, востребованным в Газпроме, — их порядка двадцати. Мы занимаемся переподготовкой рабочих, которые уже имеют какую-либо профессию и начальное представление о производстве.
Наталья Овсянкина: Хочу возразить насчет отсутствия в системе довузовского профобразования соответствующей материально-технической базы. Напротив, региональное министерство образования и государство в целом прикладывают к ее формированию серьезные усилия. Кроме того, большое внимание уделяется подготовке педагогических кадров, которые на этом современном оборудовании обучают нашу молодежь.
— Что делается на уровне регионального министерства образования и науки для популяризации рабочих и инженерных профессий?
Елена Тюлякова: Потребности регионов в кадрах той или иной отрасли при определении количества бюджетных мест в вузах учитываются в том числе и федеральным центром. Они являются определенным механизмом регулирования численности представителей той или иной профессии. За последние годы количество бюджетных мест меняется несущественно, а вот структура меняется заметно, и акцент смещается в пользу увеличения инженерно-технических кадров. Но не стоит забывать о коммерческом обучении, которое ориентируется на спрос населения. И в этом секторе по-прежнему сохраняется перевес в пользу экономических, гуманитарных специальностей.
Екатерина Петропавловская: Еще один аспект такого перекоса объясняется тем, что обществом востребованы сегодня те специальности, по которым существует возможность самозанятости, — швеи, парикмахеры, повара, врачи, педагоги, бухгалтеры, юристы.
Елена Тюлякова: Для выравнивания ситуации на уровне региона внедряются различные меры, в том числе в прошлом году губернатор Николай Иванович Меркушкин предложил такую меру, как поддержка медалистов и одаренных детей, которые планируют обучаться на инженерно-технических направлениях. Это тоже серьезный мотивирующий механизм, который гарантирует не только бесплатное получение образования, но и трудоустройство. В числе других мер поддержки будущих инженеров — различные именные стипендии, этот механизм особенно развит у нас в регионе в авиационно-космическом кластере, проекты «молодой ученый», «молодой конструктор».
Общество
Общество
Общество
Комментарии
0 комментариев