Мимолетное искусство

16.03.2012

16

Автор:

Мимолетное искусство

В Европе Самару знают по картинам из волжского песка

В прошедшие мартовские праздники самарская художница Алена Войнова выступала со своим песочным шоу в Мюнхене (Германия).

Вот уже шестой год она занимается уникальным искусством — песочной анимацией. Творчество Алены живет секунды и остается в памяти зрителей или на фото- и видеосъемке. Самарскую художницу хорошо знают во многих странах Европы. Там она выступала со своими шоу на лучших концертных площадках, а также и в самом крупном театре-варьете Европы — «Фридрихштадтпаласе». Участвовала в передачах на национальных телеканалах.

— Как вы шли к этому «мимолетному», если так можно сказать, но очень выразительному творчеству?
— Я профессиональный художник. Всю жизнь училась рисовать и всю жизнь занималась творчеством. Разным. Потом увидела по телевизору замечательный клип Дато Худжадзе «Махинджи Вар», где рисунки песком выполняет израильская художница Илана Яхав, и навсегда влюбилась в эту технику. Ощущаю в руках песок, как живой и дышащий материал, руки сами как бы говорят с песком через движения. Родился проект ARTSAND. Мой супруг, Рафаэль — сценарист и режиссер, развивает вместе со мной этот проект — ведет сайт, пишет сценарии, подбирает музыку, ассистирует на мероприятиях.

— В чем секрет или притягательность песочной анимации?
— Мне кажется, это завораживающее действие заключено в нашем абстрактном мышлении и воображении. Вот представьте, на столе лежит горка песка. Но загорается свет, играет музыка, появляется одна линия, две, затем все больше, и у нас на столе целый аквариум, полный рыб, затем вырисовывается голова обезьяны, и вот это уже джунгли. Затем из лиан проявляются автотрассы, листья пальмы превращаются в самолет, и это уже аэропорт большого мегаполиса. А через секунду — это опять песок… Рождение образов происходит на глазах у зрителя, и зритель ежесекундно старается угадать — что же будет дальше? Мгновение, и это уже какой-то другой предмет или абсолютная абстракция.

Мимолетное искусство

— А вообще для этого нужен какой-то специальный песок?
— Разные художники, кто работает в этой технике, ищут для себя свой материал. Последний год я чаще всего рисую песком с правого берега Воложки — он там самый мелкий и тяжелый, дает мягкие полутона и имеет приятный тёплый оттенок цвета. По всем странам вожу его с собой. Хотя первый раз в Шереметьево мне не разрешали вывозить песок за рубеж — требовали справку на вывоз национального достояния! Обошла всех начальников, уговорила — разрешили. А в январе этого года — когда улетали в Египет — таможенники смеялись: что, мол, в Египте своего песка нет?! Оказалось, в Хургаде, где мы работали, песок совсем нельзя использовать — слишком много примесей разных. Вообще для разных проектов могу использовать разный песок. Или даже не песок вовсе, а соль, какао, кофе, чай или муку. В рекламе швейцарских часов я рисую золотым песком, в рекламе горнолыжного курорта — мелкой солью, в ролике для производителей шоколада — какао (очень приятно пахнет!) и т.д. И у меня уже есть целая коллекция разного песка! Друзья и знакомые привозят мне его из разных мест и стран — есть белый, желтый, темный. Месяц назад привезли песок из африканской пустыни Намиб — он уникальный, почти оранжевый, песчинки все кругленькие, и он шуршит совсем по-другому — очень красивый!

— Публика в России и за рубежом по-разному реагирует на ваше творчество?
— Независимо от возраста, уровня достатка и образования, социального статуса, вероисповедания и страны проживания, реакция зрителя одинакова. Язык искусства вообще интернационален и не знает границ, а тем более такой жанр, как песочная анимация, потому что каждый держал в руках этот материал, играл в детстве в песочнице, делал куличики.

— Есть ли у вас любимые темы и есть ли темы, которые считаете сложными?
— Любимые темы — это сказки и природа. По поводу сложности — думаю, что нет сложных тем, а есть недостаточно времени на подготовку сюжета. А еще бывает так, что дают, например, только две минуты — и в эти две минуты нужно уместить во-оо-от такой сценарий! Есть сюжеты, которые требуют особой аккуратности и четкости в рисунках. Например, на презентации новой модели «Ауди» в Берлине были пожелания, чтобы в рисунках архитектура Берлина превращалась в линии и ракурсы нового автомобиля. Искали компромисс -пришлось уменьшать площадь светового стола и брать крупный песок для увеличения скорости рисования, а еще можно заранее нарисовать картинку — это экономит почти минуту времени. Но это уже особенности техники исполнения.

— Расскажите немного об истории возникновения этого жанра.
— Распространена информация, что изобретателем стиля является канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф, которая создавала мультфильмы в семидесятые годы.
Однако уже с 1958 года супруги Эрнест и Жизель Ансорг, проживавшие в Швейцарии, пользовались этой техникой для создания анимационных фильмов.
Как шоу песочную анимацию впервые преподнес зрителю венгерский художник-аниматор Ференц Чако в Сеуле в 2003 году на международной выставке SICAF.

— А как состоялось ваше первое представление за границей?
— Выступать я начала в Самаре, потом в Москве и Петербурге. Потом министерство культуры Самарской области пригласило меня участвовать во Всероссийском фестивале «Салют Победы», посвященном 65-летию Великой Победы. Мероприятие проходило в городе Чебоксары. Так вот, по пути туда, когда я была в поезде, мне позвонили из Германии и пригласили приехать на мероприятие в Бад-Хомбург (пригород Франкфурта-на-Майне), которое должно было состояться через две недели. Нужно было подготовить четыре выступления по 4-5 минут на медицинскую тему. Работа очень большая. И у меня на тот момент не было ни загранпаспорта, ни шенгенской визы. Но поехать хотелось, поэтому приложили все усилия, оформили документы (к сожалению, в тот раз только мне — поэтому пришлось лететь одной со всей горой оборудования), и я отправилась на свои первые заграничные гастроли. Это было в 2009 году. С тех пор я прославляю нашу родную Самару и самарский песочек за просторами России.

— Расскажите о вашем самом интересном и запоминающемся выступлении.
— Конечно же, это выступление с Cirque du Soleil («Цирк Солнца»). Лучшие артисты из многих стран выступали в одной программе. Театральное вступление и финал, совместные ежедневные репетиции, эксклюзивные костюмы, сама организация процесса, место проведения (а мероприятие проходило на французском горнолыжном курорте Куршевель в декабре) — все производило просто потрясающее впечатление! Я делала свой номер с акробатами — они показывали пластический танец в моем рисунке. Все было живое — живой танец в живом рисунке, подобное было единожды в мире и более не повторялось.

Мимолетное искусство— Как вы считаете, а для Самары такое ноу-хау, как городские зарисовки песком, было бы интересно?
— А почему нет? Я их, кстати, уже рисовала как-то ранее. У нас уникальный городской колорит! Множество интересных моментов для художника! Город истории и контраста. Город уютных двориков и стеклянных исполинов. Особенно красив он летом со стороны Волги. Могу долго перечислять — я ведь здесь выросла и училась. Мы ходили на пленэр в старый город и парки, подмечали неброскую красоту и обаяние самарских переулков, резные наличники и старые крыши. Даже свой диплом в университете я писала на тему городского пейзажа, и это была, конечно же, Самара!

— Вы только что вернулись из Мюнхена. Расскажите об этой поездке.
— В течение трех дней я выступала на выставке, организованной компанией Hagemeyer, где были представлены технические новинки и достижения. Тема моего шоу — альтернативные источники энергии: энергия солнца, ветра, а также воды. В общем, можно сказать, я тоже внесла свой вклад в решение главной задачи человечества!

СПРАВКА "СГ"

Алена Войнова — самарский художник, фотограф, член областного фотообъединения при самарском отделении союза журналистов россии. Занимается искусством песочной анимации с 2007 года. с 2009 года активно работает за рубежом. выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Краснодаре, Екатеринбурге, в европейских городах: Лондоне, Праге, Цюрихе, Родосе, Куршевеле, Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Кельне, Хайдельберге, Дюссельдорфе, Бремене и других. Победитель открытого фестиваля юмора и эстрады (Самара, москва 2009). Лауреат европейской премии «Корона народной музыки» (Кемниц, Германия 2011) в номинации «Пересечение искусств».

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации