На чем стоит Самара

28.08.2019

1176

Автор: Анна Турова

На чем стоит Самара

Под нашим городом до сих пор хранятся исторические ценности. Раскопки проводили и проводят в разных районах Самары.

Мы решили изучить те места, где и по сей день возможно найти свидетельства проживания людей сотни и тысячи лет назад. Помог в этом исследовании кандидат исторических наук, ученый секретарь Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина Дмитрий Сташенков.

Барбошина поляна

поселение времен Золотой Орды

Исторически верным названием является Барбашина поляна. Так именовал это место Петр Алабин, когда в XIX веке во время археологических экскурсий он находил в устье Барбашинского оврага кремневые «стрелки» и прочие изделия каменного века.

Тот же топоним в начале XX века употребляли в своих работах член императорского археологического общества Владимир Глазов, самарский агроном Василий Миллер, самарские краеведы Константин Головкин, Вениамин Ефимов и журналисты газет. В дореволюционных открытках допускалась вариативность «Барабошина поляна», «Барбышина поляна» или «Барбышева поляна».

В районе Барбошиной поляны находится поселение и могильник времен Золотой Орды. В этих местах когда-то жило смешанное русско-мордовское население. Оно занималось земледелием, ремеслом, рыбной ловлей. Сюда их насильно переселяли монгольские правители. Поселение погибло, по всей видимости, к началу 1360-х годов.

С конца XIX века Барбашинский могильник несколько раз подвергался разрушениям из-за строительных работ.

Начиная с 1907 года в этом месте неоднократно проводились археологические раскопки. За много лет исследований ученые выявили на Барбошиной поляне более 200 захоронений.
В мужских погребениях находили железные кресала, ножи, предметы конской сбруи, оружие: накладки на колчан, наконечники стрел, копий, топоры. Особый интерес представляют фрагменты наборных поясов с изображением диких животных. Последние изготавливали для представителей монгольской аристократии.

В женских захоронениях находили бусы, браслеты, височные кольца, застежки-сюльгамы, серебряные и бронзовые перстни. Перед погребением в могилу могли поставить и глиняный лепной сосуд.

Там, где были захоронены дети, ученые обнаружили бусы, амулеты — подвески из просверленных клыков волка или лисицы. Иногда археологи находили остатки пищи: кости курицы и ребра коровы.

В 2011-2013 годах археологи СОИКМ имени Алабина и Института истории и археологии Поволжья возобновили раскопки на Барбашиной поляне и исследовали еще несколько погребений. По итогам раскопок ученые смогли реконструировать и внешний облик людей, захороненных на Барбашинском могильнике.

[masterslider id=»21″]

Площадь Славы

место стоянки охотников

В 1926 году во время осмотра строительной траншеи на Воскресенском спуске (а ныне спуска в районе площади Славы) археологами М.Г. Маткиным и А.И. Тереножкиным было обнаружено место древней охотничьей стоянки.

Этот факт подтверждали найденные на глубине трех метров от поверхности артефакты — бивень мамонта, раздробленные кости животных и кремниевые отщепы — обломки орудий, с помощью которых разделывали тушу животного.

По предположениям археологов, находки относятся к эпохе верхнего палеолита — древнего каменного века, и их возраст составляет не менее 15-20 тысяч лет.

Что влекло людей к берегу Волги? Во-первых, здесь имелись выходы кремния, основного материала, из которого изготавливали орудия в эпоху каменного века. Во-вторых, большое количество животных, которые выходили к реке по пологому спуску, где на них было удобно охотиться.

Еще в 1926 году место находки было взято на заметку археологами, однако провести там раскопки до настоящего времени не удалось. Кроме того, пока неизвестно и точное местонахождение археологического памятника.

В 2017 году археологами были зафиксированы начинавшиеся строительные работы на волжском склоне. На осмотренном участке находок не было, так как работы затронули только верхний слой почвы, не доходя до уровня, где, предположительно, могут находиться свидетельства пребывания здесь людей тысячи лет назад.

— Если археологический памятник будет здесь обнаружен, то это будет настоящее открытие. В таком случае почему бы не создать на этом месте музейный комплекс? — отмечает Дмитрий Сташенков.

[masterslider id=»22″]

Постников овраг

мамонты, бизоны и носороги

Много-много лет назад в районе разворотного кольца трамваев на улице Ново-Садовой существовали поселения древних людей.

В сентябре 1922 года археолог Михаил Маткин и краевед Константин Головкин обнаружили каменные орудия в осыпи берега в устье Постникова оврага. При проведении раскопок также нашли артефакты разных эпох. Наибольший интерес для специалистов представляют выявленные на глубине около двух метров каменные орудия, кострище и фрагменты костей животных, в том числе мамонта. Археологи считают, что наиболее ранние находки относятся к эпохе верхнего палеолита. Это время становления человека современного типа. Климат последней ледниковой эпохи был очень суров, и люди вынуждены были развиваться, чтобы выжить. В результате они приобрели навыки в технике обработки камня, кости, шитье одежды.

Активная застройка Постникова оврага практически «похоронила» культурный слой археологического памятника. Однако в 2007 году во время археологических работ Дмитрием Сташенковым были найдены участки с сохранившимся культурным слоем, в котором находились кремневые орудия. Еще два новых пункта находок палеолитической эпохи были открыты в 2013 году московскими археологами.

Основным видом деятельности людей той эпохи было собирательство, рыболовство и охота на крупных животных: мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов.

Территорию современного Постникова оврага люди заселяли и позднее. К примеру, в бронзовом веке здесь было несколько поселений. Свидетельства этому — найденные фрагменты керамических сосудов срубной культуры (названа из-за традиции хоронить усопших в могилах, которые имели деревянные срубы) и другие предметы быта древних людей. Существовали здесь поселения и в раннем железном веке, и в эпоху средневековья.

Имеются среди находок и фрагменты русской керамики XIII-XIV веков — свидетельство существования в устье Постникова оврага небольшого поселения в эпоху Золотой Орды.

Постников овраг получил свое название в 1858 году по фамилии доктора Нестора Постникова, открывшего здесь кумысолечебницу для больных туберкулезом. С августа 2012 года существующая здесь и сейчас клиника стала Самарским областным клиническим противотуберкулёзным диспансером имени Постникова.

[masterslider id=»23″]

Улица Первомайская

эпохи поздней бронзы во дворе дома

Осенью 1971 года на улице Первомайской между Ново-Садовой и проспектом Ленина было обнаружено погребение, частично разрушенное при прокладке телефонного кабеля. Сейчас там расположен двор одного из жилых домов.

Как отмечает Сташенков, в том районе могильники больше не находили. Погребенный лежал на левом боку, с подтянутыми к животу ногами, головой на северо-восток. Руки были согнуты в локтях, кисти перед грудью. Традиционно такая поза объясняется либо тем, что человек «засыпает», чтобы проснуться в ином мире, либо она повторяла положение младенца в утробе матери.

На месте погребения также были обнаружены два плоскодонных глиняных сосуда. В них находилась пища — каша или похлебка, что должно было обеспечить усопшему пропитание во время путешествия в загробный мир. Зачастую на посуде присутствовали орнаменты в виде зигзагов, штрихов и отпечатков, выполнявших функцию оберега. Достойное существование «по ту сторону» должны были обеспечивать и украшения, которые нередко клали с усопшим.

По мнению археологов, положение тела, а также форма сосудов говорят о принадлежности погребения к срубной культуре позднего бронзового века. Это примерно середина II тысячелетия до нашей эры. В то время люди научились изготавливать бронзовые орудия труда и украшения, а также появилась торговля, в том числе металлом.

Многие ученые считают, что люди срубной культуры (названа из-за традиции хоронить усопших в могилах, которые имели деревянные срубы) — это индоевропейцы. Это была далеко не первая археологическая находка бронзовой эпохи на территории нашего города.

В 1929 году возле поселка Красный Кряжок при раскопках курганного могильника было обнаружено несколько детских погребений, в которых также находились сосуды. Они были изготовлены из глины и примеси — шамота в виде крошки (она получалась после дробления старой посуды). Эксперты предполагают, что эти погребения также относятся к срубной культуре эпохи бронзы.

[masterslider id=»24″]

116-й километр и Крутые Ключи

миграционный путь венгров

Много лет назад, по предположениям ученых, через Самарскую область пролегали миграционные пути мадьяр на запад.

Поселок 116-й километр и микрорайон Крутые Ключи находятся в разных частях города и примерно одинаково отдалены от его географического центра. Но эти «полюса» современной Самары связывает прошлое: когда-то там проходили маршруты древних венгров.

Свидетельства тому были обнаружены еще во второй половине прошлого столетия. В 1969 году во время земляных работ на «стошке» рабочие обнаружили погребение кочевника IX века. В захоронении обнаружили саблю, железные наконечники стрел, кольцо от удил, стремя, бронзовые украшения конской сбруи.

Артефакты были переданы в областной краеведческий музей. Аналогичные находки поступили в музей имени Алабина и в 2007 — 2011 годах. Их обнаружили во время строительства торгового центра «Мега» и жилых домов в Крутых Ключах. В строительных котлованах также были найдены изделия из железа: сабля, наконечники стрел, удила и портупейные кольца.

Ученые изучили артефакты и пришли к выводу, что в погребениях находились останки мужчин, скорее всего всадников-воинов, которые по своей этнической принадлежности были венграми. Дело в том, что территория самарского Поволжья входила в зону традиционных кочевых маршрутов мадьярских племен, среди которых были предки современных венгров.

Археологи полагают, что через Самарскую область мог пролегать и маршрут мадьярской миграции на запад. В IX веке венгерские племена уходили с территории своей прародины — Великой Венгрии, располагавшейся, по мнению некоторых ученых, в Волго-Уралье.

Основным занятием древних венгров было кочевое скотоводство. В течение года они проходили сотни километров, переходя с зимних пастбищ на летние. Свидетельств пребывания их на территории Поволжья не так много, в основном это отдельные захоронения. Ни одного долговременного поселения венгров пока не найдено.

[masterslider id=»25″]

Студеный овраг

от Каменного века до Золотой Орды

В 2011-2013 годах во время разведочных работ в Студеном овраге археологи обнаружили селище (неукрепленное поселение, обычно располагавшееся вблизи воды). Оно представляло собой многослойный археологический памятник сразу четырех эпох – каменного века, эпохи бронзы (рубеж III-II тыс. до н.э.), эпоха раннего железного века (рубеж II-I тыс. до н.э.) и эпохи раннего средневековья (III-VII вв. н.э.).

Археологи решили разделить «фронт работ» на два раскопа. В первом из них были найдены фрагменты вылепленных от руки плоскодонных сосудов с примесью шамота в глиняной массе. По мнению экспертов, находки скорее всего принадлежали киевскому или колочинскому кругу памятников (название происходит от археологических культур – киевской и колочинской, носителей которых археологи связывали с праславянским населением). Вполне вероятно, что население, в середине I тыс. н.э. в районе Студеного оврага, также было связано со славянами.

Во втором раскопе обнаружили кости животных (крупного рогатого скота, медведя, рыбы, лошади) и фрагменты лепных круглодонных сосудов с примесью дробленой раковины. Подобной посудой пользовались племена охотников и рыболовов, жившие на рубеже бронзового и раннего железного веков.

Кроме того, во время раскопок недалеко от селища археологи обнаружили несколько скоплений изделий из железа. Среди находок были предметы конской упряжи, ремесленные инструменты и сельскохозяйственные орудия. Возможно, эти находки были приношением людей во время каких-то магических обрядов, совершавшихся в эпоху Золотой Орды.

[masterslider id=»26″]

Пещера братьев Греве

бывшее святилище

Когда-то сюда приносили дары божествам.

Пещера расположена в Сокольих горах между Студеным и Коптевым оврагами. По одной из версий, свое название пещера получила по фамилии двух братьев-гимназистов — Леопольда и Конрада Греве, обнаруживших ее в начале прошлого столетия.

Первые попытки археологов изучить пещеру датируются 1924 годом, — тогда в пещере были обнаружены несколько фрагментов болгарских сосудов и предмет, сделанный из челюсти животного.

В целом же археологические находки пещеры братьев Греве говорят о пребывании здесь людей в самые разные эпохи, однако больше всего находок относится к эпохе бронзы. Это рыболовные крючки, ножевидные пластины, наконечники стрел, фрагменты глиняных сосудов.

Также в числе находок — костяные наконечник стрелы, игла, кольцо, подвеска-амулет из клыка кабана и каменный инвентарь: наконечники стрел, ножевидные пластины и мотыгообразное орудие.

По предположению специалистов, найденные артефакты могут свидетельствовать о том, что когда-то в пещере находилось святилище, куда приносились дары божествам в обмен на удачу и везение.

[masterslider id=»27″]

Коптева гора

место первой самарской крепости

Если подняться на вершину Коптевой горы, можно оказаться на месте древнего городища (укрепленное поселение; обычно они располагались на возвышенностях, ограниченных оврагами, крутыми берегами рек). Его возвели в раннем железном веке, в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Для защиты от врагов обитатели этих мест насыпали небольшие валы, укрепив их частоколами из бревен. По мнению археологов, именно это сооружение можно считать прототипом первой крепости на территории Самары.

Ученые пока не смогли установить, кто именно жил на территории городища на Коптевой горе. На месте поселения нашли фрагменты разбитых круглодонных горшков с орнаментом — вдавлениями по венчику и шейке. Целую посуду как правило люди забирали с собой.

По найденной керамике археологи сделали вывод, что это место является археологическим памятником белогорского типа эпохи раннего железного века (этот тип памятников получил свое название по городищу Белая гора на Самарской Луке). Известно, что люди этой эпохи занимались преимущественно скотоводством, земледелием, рыболовством. При этом на территории городищ они не жили, а использовали укрепленные поселения для укрытия от вражеских набегов кочевников-савроматов.

132040

Кирпичные сараи

древние мастерские в современном городе

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «кирпичные сараи»? Уж явно не поселение, расположенное на правом берегу реки Самары, недалеко от ее впадения в Волгу. Однако летом 1922 года археологам удалось обнаружить здесь несколько поселков бронзового века (III-начало I тысячелетие до нашей эры).

Во время раскопок у оврага здесь были найдены два обломка каменной литейной формы для отливки серпов. Под большим обломком формы лежала костяная поделка в виде рукоятки какого-то орудия. Рядом также находились фрагменты лепного орнаментированного сосуда. Среди археологических находок также были небольшое долотце из бронзы и несколько костяных изделий.

Осенью того же 1922 года при раскопках были найдены толстостенная керамика с примесью шамота (вид огнеупорной глины), фрагменты сосудов. Также было обнаружено несколько костяных орудий — шило-проколка, серп, ручка одного из орудий. Каменные находки представлены тремя молотами для дробления руды и двумя обломками литейной формы. Они применялись для отливки косарей или серпов.

Также на поселении археологами были найдены предметы из бронзы. Это был серп и плоская пластинка, которая, по всей видимости, могла выполнять функцию ножа.

По мнению специалистов, найденные артефакты свидетельствуют о том, что здесь в эпоху бронзового века находились бронзолитейные мастерские, оставленные населением так называемой срубной культуры, бытовавшей в Поволжье в XVII-XIV вв. до н.э.

[masterslider id=»28″]

САМАРЕ - 433​

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации