Держат руку на пульте

21.07.2010

31

Автор:

Благодаря этим людям троллейбусы и трамваи ежедневно обслуживают тысячи пассажиров.

 

Водителям профессионалам самарского общественного транспорта вполне можно довериться, не волнуясь за собственную безопасность. Они довезут вас до нужного места в нужное время.

СЛУЖБА движения муници­пального предприятия «ТТУ» – од­но из самых крупных его подразде­лений. В подчинении у ее началь­ника Валерия Бобкова 115 человек. С ним мы и побеседовали о том, как удается оперативно решать возни­кающие на линии проблемы и как можно их избежать.

— Валерий Владимирович, вы называете свою службу ключе­вой в управлении…

— А как же? Ведь мы контроли­руем весь процесс движения. Обе­спечиваем организацию пассажир­ских перевозок, составляем рас­писание, контролируем состояние контактной сети, следим за рабо­той эксплуатационной службы. На­ши сотрудники организуют безо­пасное движение городского элек­трического транспорта. Одно из важных направлений службы — учет пассажиропотока. Среди наших ра­ботников 63 диспетчера конеч­ных станций, четыре центральных трамвайных диспетчера и столько же троллейбусных. У центральных диспетчеров, которые в здании на улице Корабельной, есть возмож­ность оперативной связи со всеми экстренными службами — такими как «Водоканал» или ГИБДД, а так­же с руководством.

— Какими техническими средствами они пользуются?

— В техническом оснащении – несколько телефонов и большой пульт с кнопками. Скоро будет вне­дрена спутниковая система навига­ции. Каждый трамвай и троллей­бус будет оснащен навигатором си­стемы ГЛОНАСС (глобальная на­вигационная спутниковая систе­ма. – Авт.). Сейчас подвижной со­став третьего троллейбусного де­по, что на ул.Фадеева, оснастили таким оборудованием почти пол­ностью. В результате диспетчеры смогут видеть движение каждого троллейбуса на своих мониторах. Система начнет работать в конце августа — начале сентября. Также существует и корпоративная мо­бильная связь со всеми линейны­ми работниками.

— Диспетчеру приходится учиться перед приемом на рабо­ту или он все поймет непосред­ственно на месте?

— Прежде чем предоставить дис­петчера самому себе, он полтора-два месяца проходит стажировку. Тща­тельно изучает правила техниче­ской эксплуатации трамвая и трол­лейбуса. Опытный человек учит но­вичка особенностям работы на той или иной станции, показывает, как правильно оформлять документа­цию. После – экзамен. Комиссия из руководителей задает вопросы. Сда­ет – берем на работу. Но все равно первое время к новичкам заезжает наставник.

— Ведете ли вы контроль над нарушениями со стороны со­трудников? Кто этим занимает­ся?

— У нас есть бригада ревизоров. Но не стоит путать их с контроле­рами. Те проверяют билеты у пасса­жиров и вообще отвечают за финан­совую сторону вопроса. А ревизоры должны замечать абсолютно все не­дочеты. На каждый заполняют про­токол. Кондуктору, например, за­прещается работать в наушниках. Это отвлекает: можно не заметить пассажира-безбилетника. Но глав­ный наш бич — курение водителей на рабочем месте. Это делать строго за­прещено, как и разговаривать по со­товому телефону.

— А если на мобильный позво­нит диспетчер с важным сообще­нием?

— Нужно остановиться и пого­ворить. Водители общественного транспорта ничем не отличаются от остальных. И в случае несоблюде­ния правил их наказывают.

— Один кондуктор на два ва­гона — это нарушение или норма?

— Это не норма. Но бывает, что голова у сотрудника заболит или сердце прихватит, немудрено в та­кую жару. Пока найдется подмена, работает один кондуктор на два ва­гона.

— У вас движение четко спла­нировано: минута в минуту. Как часто происходят отклонения от расписания?

— Расписание маршрутов, кото­рое каждый может увидеть на оста­новке, составлено с учетом идеаль­ных условий. Аварийные ситуации на дороге, проблемы с нежелающи­ми платить пассажирами, пробки – все это увеличивает время ожида­ния общественного транспорта. По­этому задержки, конечно, бывают.

— Если случается ЧП, будь то авария или перебои с напряже­нием, как должен действовать водитель?

— В первую очередь он со­общает диспетчеру, что и где случилось. И уже тот решает, кого вызывать: ГИБДД, аварийно- восстановительную службу или «скорую».

— Бытует такое выражение: «Трамвай всегда прав». Как ча­сто бывает, что трамвай не прав и по его вине случается ДТП?

— Это нонсенс, из ряда вон вы­ходящая ситуация. У нас проводит­ся соответствующая работа с води­телями. При выпуске на линию всег­да присутствует наставник, который инструктирует: будьте осторожны! На линии юзовое состояние или до­рога скользкая… По вопросам безо­пасности, культуры обслуживания постоянно проходят инструктажи.

— Если, к примеру, трамвай идет не по своему маршруту, не образуется ли их большого ско­пления на каком-то участке?

— Как ни старайся, все равно по тем или иным причинам приходит­ся иногда пускать транспорт в объ­езд. Как правило, ничего страшного не происходит. По времени устране­ние любой неполадки занимает час- полтора, за это время как раз можно совершить один круг, рейс то есть. Так что чрезмерного скопления не бывает…

— Валерий Владимирович, а в вашей службе работают в основ­ном молодые или люди среднего возраста? А студенты на подра­ботку приходят?

— Есть и молодые, есть и в воз­расте. Студенты, к сожалению, да­же во время летних каникул на под­работку к нам не рвутся. Да и кем? Кондуктором разве что. Но такое редко бывает.

— А сами вы как в управлении оказались?

— Вот я-то как раз студентом и пришел на подработку. Увидели мы с товарищем объявление о наборе водителей и решили попробовать. Отучились четыре месяца, стажи­ровались. Параллельно работали и учились в институте. Раньше проще работать было. Это сейчас огром­ный поток машин и скорость движе­ния высокая, во все стороны глядеть нужно.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы