Благодаря этим людям троллейбусы и трамваи ежедневно обслуживают тысячи пассажиров.
Водителям профессионалам самарского общественного транспорта вполне можно довериться, не волнуясь за собственную безопасность. Они довезут вас до нужного места в нужное время.
СЛУЖБА движения муниципального предприятия «ТТУ» – одно из самых крупных его подразделений. В подчинении у ее начальника Валерия Бобкова 115 человек. С ним мы и побеседовали о том, как удается оперативно решать возникающие на линии проблемы и как можно их избежать.
— Валерий Владимирович, вы называете свою службу ключевой в управлении…
— А как же? Ведь мы контролируем весь процесс движения. Обеспечиваем организацию пассажирских перевозок, составляем расписание, контролируем состояние контактной сети, следим за работой эксплуатационной службы. Наши сотрудники организуют безопасное движение городского электрического транспорта. Одно из важных направлений службы — учет пассажиропотока. Среди наших работников 63 диспетчера конечных станций, четыре центральных трамвайных диспетчера и столько же троллейбусных. У центральных диспетчеров, которые в здании на улице Корабельной, есть возможность оперативной связи со всеми экстренными службами — такими как «Водоканал» или ГИБДД, а также с руководством.
— Какими техническими средствами они пользуются?
— В техническом оснащении – несколько телефонов и большой пульт с кнопками. Скоро будет внедрена спутниковая система навигации. Каждый трамвай и троллейбус будет оснащен навигатором системы ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система. – Авт.). Сейчас подвижной состав третьего троллейбусного депо, что на ул.Фадеева, оснастили таким оборудованием почти полностью. В результате диспетчеры смогут видеть движение каждого троллейбуса на своих мониторах. Система начнет работать в конце августа — начале сентября. Также существует и корпоративная мобильная связь со всеми линейными работниками.
— Диспетчеру приходится учиться перед приемом на работу или он все поймет непосредственно на месте?
— Прежде чем предоставить диспетчера самому себе, он полтора-два месяца проходит стажировку. Тщательно изучает правила технической эксплуатации трамвая и троллейбуса. Опытный человек учит новичка особенностям работы на той или иной станции, показывает, как правильно оформлять документацию. После – экзамен. Комиссия из руководителей задает вопросы. Сдает – берем на работу. Но все равно первое время к новичкам заезжает наставник.
— Ведете ли вы контроль над нарушениями со стороны сотрудников? Кто этим занимается?
— У нас есть бригада ревизоров. Но не стоит путать их с контролерами. Те проверяют билеты у пассажиров и вообще отвечают за финансовую сторону вопроса. А ревизоры должны замечать абсолютно все недочеты. На каждый заполняют протокол. Кондуктору, например, запрещается работать в наушниках. Это отвлекает: можно не заметить пассажира-безбилетника. Но главный наш бич — курение водителей на рабочем месте. Это делать строго запрещено, как и разговаривать по сотовому телефону.
— А если на мобильный позвонит диспетчер с важным сообщением?
— Нужно остановиться и поговорить. Водители общественного транспорта ничем не отличаются от остальных. И в случае несоблюдения правил их наказывают.
— Один кондуктор на два вагона — это нарушение или норма?
— Это не норма. Но бывает, что голова у сотрудника заболит или сердце прихватит, немудрено в такую жару. Пока найдется подмена, работает один кондуктор на два вагона.
— У вас движение четко спланировано: минута в минуту. Как часто происходят отклонения от расписания?
— Расписание маршрутов, которое каждый может увидеть на остановке, составлено с учетом идеальных условий. Аварийные ситуации на дороге, проблемы с нежелающими платить пассажирами, пробки – все это увеличивает время ожидания общественного транспорта. Поэтому задержки, конечно, бывают.
— Если случается ЧП, будь то авария или перебои с напряжением, как должен действовать водитель?
— В первую очередь он сообщает диспетчеру, что и где случилось. И уже тот решает, кого вызывать: ГИБДД, аварийно- восстановительную службу или «скорую».
— Бытует такое выражение: «Трамвай всегда прав». Как часто бывает, что трамвай не прав и по его вине случается ДТП?
— Это нонсенс, из ряда вон выходящая ситуация. У нас проводится соответствующая работа с водителями. При выпуске на линию всегда присутствует наставник, который инструктирует: будьте осторожны! На линии юзовое состояние или дорога скользкая… По вопросам безопасности, культуры обслуживания постоянно проходят инструктажи.
— Если, к примеру, трамвай идет не по своему маршруту, не образуется ли их большого скопления на каком-то участке?
— Как ни старайся, все равно по тем или иным причинам приходится иногда пускать транспорт в объезд. Как правило, ничего страшного не происходит. По времени устранение любой неполадки занимает час- полтора, за это время как раз можно совершить один круг, рейс то есть. Так что чрезмерного скопления не бывает…
— Валерий Владимирович, а в вашей службе работают в основном молодые или люди среднего возраста? А студенты на подработку приходят?
— Есть и молодые, есть и в возрасте. Студенты, к сожалению, даже во время летних каникул на подработку к нам не рвутся. Да и кем? Кондуктором разве что. Но такое редко бывает.
— А сами вы как в управлении оказались?
— Вот я-то как раз студентом и пришел на подработку. Увидели мы с товарищем объявление о наборе водителей и решили попробовать. Отучились четыре месяца, стажировались. Параллельно работали и учились в институте. Раньше проще работать было. Это сейчас огромный поток машин и скорость движения высокая, во все стороны глядеть нужно.
Общество
Общество
Общество