Самый известный художник соцреализма Василий Ефанов — наш земляк

12.12.2016

304

Автор: Илья Сульдин

Самый известный художник соцреализма Василий Ефанов - наш земляк

Попробуйте вспомнить самого известного художника, родившегося в Самаре. Согласитесь, задача не из легких. А между тем Самара — родина самого выдающегося соцреалиста, Василия Прокопьевича Ефанова. Автор знаменитых полотен «Незабываемая встреча», «Сталин, Ворошилов и Молотов у постели больного Горького», «Встреча выпускников летной академии Жуковского и артистов театра Станиславского», «Заседание Академии наук СССР». Ефанов был непревзойденным мастером парадного портрета, огромных полотен со сложнейшими многофигурными композициями. Его искусство, венчающее сталинизм академическим венком, долгое время было в непонятном статусе. Из-за сюжетов картин его даже называли «основоположником аплодисментного реализма», но как ни относись к нашей живописи советской эпохи, с масштабом таланта и творчества Ефанова нельзя не считаться. Соцреализм — это наш Большой Стиль. Василий Ефанов — его ярчайшая звезда. А родился Вася в 1900 году на улице, названной в честь героя одной из наших прошлых публикаций, — на Шихобаловской.

Внук пастуха

Василий Ефанов — самый настоящий самарский самородок. Родился в семье вчерашних крестьян, его дед был пастухом в Шенталинском районе. Всего в семье было десять детей, поэтому жили скудно, но честно. Отец был мелким предпринимателем, по-тогдашнему — лавочником. Но образование на уровне средней школы Вася получил и поступил в 1917 году в наш Художественно-промышленный техникум — современное художественное училище. Несмотря на то, что за время его обучения, с 1917 по 1919 год, произошла Октябрьская революция, в Самаре был объявлен КОМУЧ, город был захвачен белочехами, а потом красными и в стране бушевала Гражданская война, Художественно-промышленный техникум продолжал обучение студентов. Еще в 1919 году Василия Ефанова заметили и направили как талантливого студента на курсы в Петроград. Но Василий не смог сдать экзамены и вернулся. В это же время он увлекся театром и не мог определиться с выбором пути. Живопись вроде бы побеждала. Но попытки поступления в бывшую академию художеств, а потом в московский ВХУТЕМАС снова были неудачными. Интересно, что товарищ Ефанова по техникуму, также сомневавшийся, что ему выбрать — живопись или театр, поехал в Петтроград. Звали товарища Николай Симонов. Он потом тоже получит несколько сталинских премий, но не как художник, а как артист. Великий русский артист, а почти век назад — однокурсник Василия Ефанова в самарском техникуме.

Последняя попытка

Первые годы советской власти, при всей чудовищной жестокости происходящего, давали людям невероятные возможности. Социальные лифты носились вверх-вниз очень быстро, надо было успеть заскочить — и вверх! С 1919 по 1921 год Василий предпринял несколько неудачных попыток выбраться из Самары, но только в 1922 году окончательно перебрался в Москву. Здесь он учился у выдающегося русского графика и педагога Дмитрия Кардовского, который, в свою очередь, был одним из любимых учеников Ильи Репина. За пять лет обучения Василий Ефанов освоил наследие русской реалистической школы. Даже самые жестокие критики соцреализма сталинской эпохи сквозь зубы, но соглашаются: Ефанов был совершенно выдающимся мастером реалистической школы. Люди на его полотнах как живые, даже немного живее просто живых.

Самый известный художник соцреализма Василий Ефанов - наш земляк

 

Обретение величия

К началу тридцатых годов все модернистские и авангардные течения в советском искусстве были отодвинуты в сторону. Взамен передовых идей конструктивизма, супрематизма и всех прочих «измов» революционной поры приходит социалистический реализм. Искусство пафосное и героическое, но при этом понятное массовому зрителю и призванное этому зрителю показать величие эпохи и ее творцов. Не случайно Василий Ефанов, состоявшийся уже художник, стал мастером соцреализма во время коллективной работы над диорамой «Штурм Перекопа». Диорамы — огромные реалистические полотна, прославляющие героизм советских людей, выполняли важную пропагандистскую задачу. Подвиги нового времени должны были затмить всё, что было в истории до Великого Октября. И с этой задачей Ефанов справился. В той же мастерской, где целая бригада талантливых художников создавала диораму, Ефанов написал картину, которая стала одним из главных символов соцреализма, — «Незабываемую встречу».

Символы Страны Советов

Вообще, у этой картины несколько названий. Изначально она называлась сакрально-емко: «Незабываемое». Потом появилось название, разрушающее эту ауру, но зато показывающее, пусть и невольно, истинное содержание советской власти: «Встреча товарища Сталина с женами сотрудников Наркомата промышленности». То есть это не героини труда, не стахановки и передовые доярки, а вполне себе респектабельные дамочки, аппаратные жены. Естественно, что встреча с вождем, благодаря которому они попали в этот номенклатурный рай, для них незабываема, и с лиц не сходит выражение восторга и обожания. И хотя стиль этот называется «социалистическим реализмом», реалистичности в нем было мало. Это огромные пропагандистские плакаты, выполненные с исключительным мастерством, при том что сам Ефанов на этой «незабываемой встрече» не был, и даже какой-то фотографии или материала для работы у него не было. Только мастерство живописца и понимание того, как это должно было выглядеть. Социалистический идеализм. А как еще охарактеризовать картину, сюжет которой состоит в том, что Константин Станиславский выступает перед молодыми военными летчиками — сталинскими соко-
лами? Или огромное стометровое (!) полотно «Лучшие люди Страны Советов», украсившее советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в НьюЙорке?

Самый известный художник соцреализма Василий Ефанов - наш земляк


Академический импрессионизм

Несмотря на то, что сочетание «соцреализм» давно уже стало штампом, и одно из основных значений этого штампа в том, что соцреализм в СССР был везде, настоящих художников-соцреалистов не так-то и много. Крупных, да что уж там, великих, вообще не больше трех-четырех человек, и Василий Ефанов — среди них первый. Хотя его стиль, если вглядеться в работы повнимательнее, можно назвать академическим импрессионизмом. На той же «Незабываемой встрече» все написано так, чтобы вызвать у зрителя такое же чувство радости и восторга, как и у героев картины. Выражать впечатления от встреч, на которых не был, используя весь арсенал академического искусства, Василий Ефанов умел как никто другой. Поэтому он пять раз удостаивался Сталинской премии. Но если окинуть взором все его наследие, становится понятным, что был и другой художник Ефанов — мастер психологического портрета, великолепный график и любитель жанровых сценок. Но… все это наследие и его огромная работа, проделанная после заката сталинского соцреализма, видимо, навсегда останутся в тени «Незабываемой встречи».

Ефанов как миф и загадка

Как мальчик из крестьянской семьи стал главным художником Советского Союза? О чем думал Василий Ефанов, создавая монументальные полотна с выдающимися людьми Страны Советов? О братьях и сестрах, которые не все пережили незабываемые встречи с русской историей — голод, войну, страдание? Какой ценой давался художнику «аплодисментный реализм»? И как он прошел такой путь — огромный и непостижимый? Увы, этого нам уже не узнать. Да и память наша слишком мала, чтобы увековечить в Самаре имя Василия Ефанова — великого художника великой эпохи.

Самый известный художник соцреализма Василий Ефанов - наш земляк

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

1 комментарий

Сергей Козин

Бредовая статья. Соцреализм оказывается создал какой то Ефанов и никто иной?! Батальные полотна — конъюктура, а все остальное лизоблюдство -нет? Причем там вообще штурм Измаила?! В 40 лет отсиживался в тылу, малевал заказные картинки, катался как сыр в масле и получал Сталинские премии! Увы, как и многие соцреалисты он был вначале неплохим рисовальщиком, но потом прогнулся под Советы и скурвился. Это не гордость, а позор Самары

05.06.2020 в 12:56

Комментарий появится после модерации