Культура

Елка для взрослых

В галерее «Виктория» поэты, художники и арт-критики подвели итоги года

 
Накануне главного народного праздника все неравнодушные к культуре могли побывать на «Арт-елке». Первая елка проходила в стенах Литературного музея, в 2013 году она переместилась ближе к Волге — в галерею «Виктория». Участники делились со зрителями личными достижениями этого года: поэты читали стихи, художники показывали на экране свои работы, культуртрегеры озвучили собственные топ-листы ярких имен и проектов. За старания все выступавшие получили подарки, как и полагается на Новый год. К тому же атмосферу неформального общения создал новогодний фуршет с самоваром, вкусными пирогами, конфетами и мандаринами.
 
В конце года принято подводить итоги. Охваченные предпраздничной суетой, погруженные в атмосферу детских утренников и корпоративных гуляний, мы порой забываем о тех событиях, которые стали фактом культурной жизни нашего города. А таких было немало: Ночь музеев, выставки Ивана Айвазовского, Нико Пиросмани, Юрия Злотникова, «Символы места» в художественном музее, проекты «Советское искусство 20-30-х годов», «Ничего подобного» в галерее «Виктория», «Фестиваль идей» в Музее модерна, «Поэтические машины» в Литературном музее, передача в областную собственность Фабрики-кухни, где в будущем разместится Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства, и многие другие. Обо всем этом решило напомнить собравшимся арт-сообщество. В течение пяти минут каждый из культурных героев нашего города рассказывал о своих достижениях и планах на будущее, а зрители задавали вопросы. Порядок выступавших определял жребий, который тянули все участники.
 
Тон вечеру задали поэты. Лаконично о своем новом сборнике высказался Кузьма Курвич, поэтическую эстафету подхватил Константин Латыфыч, эмоционально продекламировавший отрывок из эпоса. Не дали скучать всегда актуальный Сергей Лейбград и первооткрыватель новых поэтов Георгий Квантришвили.
 
Праздничное настроение в перерыве между выступлениями создали хрупкая девушка с гитарой и эльфийским голосом Полина Хвостова, вокалистка самарской группы Polly Wants, а также музыканты Павел Куприянов, Сеня Марушев, Тимур Ли и Виталий Рыбакин.
 
Поэтов сменяли художники и дизайнеры, которым было что показать и рассказать публике. Начинающий молодой художник Дмитрий Жиляев в слайдах продемонстрировал свои загадочные объекты, в числе которых была «картина» с дымящимися складками. Александр Зайцев не только съездил в Штутгарт как стипендиат, но и показал персональную выставку на Винзаводе в Москве. Для художника Андрея Сяйлева год оказался не менее удачен — его «кирпичи» стали хитом в коллективной выставке «Ничего подобного» на V Московской биеннале. И, бесспорно, стрит-инсталляция «Библиотека» буквально взорвала весь Интернет.
 
Кураторы и художники Неля и Роман Коржовы не только рассказали об итогах VIII Ширяевской биеннале, но и пообещали уже в будущем году на территории отвоеванной Фабрики-кухни открыть несколько проектов.
 
Пока одна часть зрителей была погружена в итоги и планы участников, другая занималась творчеством. К слову, идею творческих мастерских организаторы позаимствовали у своих коллег из Музея модерна. Всем желающим раздали бумагу, краски, кисти для создания арт-объектов на тему открывшихся в уходящем году выставок. Среди творцов была девочка, которая на произвольную тему нарисовала, как она сама сказала, елку, и, кстати, вполне авангардную. Удачным был коллаж другой участницы — из нарисованных объектов, приклеенных пластиковых стаканчиков и голубой пленки на тему «Символов места».
 
В конце вечера слово взяли арт-критики и культуртрегеры, которые предложили собственные итоги и рейтинги. Во многом это субъективный взгляд на те события, о которых много писали и говорили в арт-среде, но, во всяком случае, именно они нашли отражение в культурном ландшафте нашего города.

Номинации от арт-критика Константина Зацепина

— Хотелось выделить главные произведения искусства, созданные в 2013 году. Не называю их «лучшими» во избежание оценочности, об их качестве нужно будет судить при наличии временной дистанции.
9. Александр Зайцев — серия картин «Городские ландшафты». За новую живопись, удачно попавшую в нужное время и в нужное место.
8. Группа «Лаборатория» — пространственные работы в карьере. За верность идеям автономии искусства.
7. Евгения Биктимирова — инсталляция «В свет». За перфекционизм.
6. Неля Коржова — серия фотоколлажей «Потом — ничего». За лаконичность.
5. Анонимный художник — серия инсталляций на улице Ленинградской. За способность породить миф, пусть даже и очень частный.
4. Олег Елагин — «Центр вспышки неподвижен». За атмосферность.
3. Андрей Сяйлев — инсталляция «Полное собрание сочинений». За монументальность.
2. Владимир Логутов — объекты серии «Руины индустриального». За силу художественной воли, которой покоряется любой материал.
1. Андрей Сяйлев (анонимно) — стрит-инсталляция «Библиотека». За способность реально менять мир к лучшему.
 
КОММЕНТАРИИ

Фрол ВЕСЕЛЫЙ,
художник, куратор:
— Особо хочу отметить свой большой проект про Беслан в Арт-центре, который мы готовили вместе с Сашей Райхштейном. С Сашей было очень интересно сотрудничать, в процессе работы над выставкой у меня возникло совсем другое представление о пространстве экспозиции. С Бесланом получилось еще интереснее. Во-первых, мы собрали деньги в Cети на выставку и книгу. Я не знаю, какая другая выставка смогла бы собрать средства в наше время для экспонирования. Это говорит в первую очередь о доверии со стороны зрителей и тех, кому проект был важен. Во-вторых, была проделана колоссальная работа с документами, фотографиями, видеоматериалами. В результате удалось издать книгу, и это тоже важный опыт для меня.
 
Также я многому научился за этот год. Например, в первый раз все сварочные работы проводил сам. Любопытно было общение и обмен опытом с различными арт-персоналиями нашего города. К сожалению, не все художественные проекты моих коллег удавалось отслеживать, но хочу выделить некоторых людей, которые приятно удивили в ушедшем году.
 
Лучший художник, бесспорно, Андрей Сяйлев, лучший куратор — Константин Зацепин, лучший арт-менеджер — Андрей Рымарь. Среди знаковых событий отмечу «Поэтические машины», передачу Фабрики-кухни в областную собственность, а из малоприятных — закрытие Арт-центра. Увы…
 
Сергей БАЛАНДИН,
арт-менеджер галереи «Виктория»:
— В прошлом году я мало работал как художник. Все свои силы отдал галерее «Виктория», организовал программу лекций и кинопоказов. Дебютировал в качестве лектора в Музее модерна, в художественном музее и даже в тольяттинском баре «Штаб-квартира». Лучшим художником считаю, конечно, Андрея Сяйлева за его работу с книгами-кирпичами. Самое замечательное событие — «Поэтические машины» и вообще деятельность Литературного музея в этом году — выше всяких похвал! А новостью года назову известие о том, что в здании Фабрики-кухни будет Государственный центр современного искусства.
Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение